Найти в Дзене

Как привить самостоятельность

Как научить работника самостоятельности. 

Метод взаимных ожиданий руководителя и работника

Бывает, что работник давно освоил профессию и должность, но все никак не станет самостоятельным, и руководителю приходится помогать ему, как неумехе, опекать, как новичка, и утешать, если что-то не получилось. Что это за случай такой? 

Рассмотрим на примере. 

Кейс: “Нестабильный работник”

Работник Борис работает в должности второй год, освоил, получается в целом хорошо, он уверен в себе и доволен собой. Однако время от времени случаются сбои, ошибки, что-то не получается из того, что он определенно умеет и делает не в первый раз. Борис расстраивается, опускает руки, теряет уверенность в себе, интерес к работе и мотивацию, уходит в себя. Через некоторое время он возвращается к нормальному и привычному состоянию, плановости и производительности - возвращается на круги своя, но случаи сбоев оставляют в его душе болезненные раны, воспоминание о которых снова и снова портит настроение и снижает настрой к работе, и Борис боится повторения сбоев, работая в таком странном страхе. 

Руководитель Иван Иванович заметил, что происходит с Борисом, и принял меры - изменил стиль управления работником, и  это помогло. 

Как действовать руководителю, если подчиненный работник проявляет нестабильность в работе?

А: Руководителю нужно просто подождать, пока нестабильный работник окончательно освоится в должности, привыкнет к работе, самостоятельно справится со своими проблемами и избавится от нестабильности. 

Б: Руководителю нужно продолжить обращаться с нестабильным работником, как с новичком - учить и опекать его, и тогда это поможет работнику быстрее перестать ошибаться и стать стабильным в работе. 

В: Руководитель может попробовать найти причины нестабильности и вместе с работником устранить такие причины, чтобы тот больше не совершал ошибок.

Какой вариант подойдет? Какой подход лучше поможет руководителю привить работнику самостоятельность? 

  1. Анализ ситуации: Что происходит с работником после успешного освоения должности и профессии?

Работник трудится в должности уже продолжительное время. Он освоил все рабочие операции — это очевидно и не вызывает сомнения. При этом правильность выполнения рабочих операций и требуемые параметры результатов время от времени им нарушаются — он совершает ошибки, сбивается с общего ритма работ в коллективе, и вслед за этим снижается его работоспособность, ухудшается его настроение, падает интерес к работе и пропадает мотивация. 

Почему такое происходит с работником, и как руководитель может помочь работнику трудиться стабильно?

Все дело в том, что работник хорошо освоил рабочие операции, но не стал самостоятельным в их выполнении. Он не умеет управлять собой:

  • Не способен адекватно оценить возникающие рабочие ситуации. 
  • Не способен принять по ситуациям верные решения.
  • Не умеет сам себе ставить задачи и планировать свою работу.
  • Не умеет контролировать свои рабочие действия и их результаты, составлять отчеты о работе. 
  • Не может организовать свою работу, обеспечить себя необходимыми для работы материалами, отрегулировать, исправить что-то самостоятельно. 
  • Не знает, как поступить,  взаимодействуя с коллегами в процесса совместного труда и в отношениях. 
  • Не ориентируется во взаимоотношениях вне коллектива — с коллегами из других подразделений, администрацией, руководством, внешними инстанциями, партнерами, клиентами, представителями власти, общественностью.

Причина этой тотальной неспособности управлять проста — все перечисленное делал руководитель, и тут руководитель перестает  все это делать, считая, что работник за такой продолжительный срок работы умеет все, но оказывается, что не умеет. Работник пытается по-своему решить все эти управленческие задачи, но их новизна и непривычность вынуждают работника “изобретать велосипед”, а это всегда долгий путь, сопровождающийся ошибками. 

Вывод из такого простого анализа также прост. Руководителю больше не нужно учить работника выполнению рабочих операций — он это уже хорошо умеет. Теперь руководителю  нужно научить работника самому управлять своими действиями — привить работнику самостоятельность!

Первое, что обычно приходит в голову — просто научить, как это делается привычно: «Рассказ, показ, тренировка!». Однако не все так просто. 

Во-первых, работник уже привык, что все решает руководитель — оценивает ситуации, принимает решения, ставит задачи, контролирует и т.п.

Во-вторых, руководитель понимает, что как только он передаст работнику бразды правления самим собой, тот с непривычки не справится и выпадет из нормальной работы, а значит, руководителю проще продолжить непосредственное управление работником, и это будет препятствовать руководителю учить работника управлять собой. 

В-третьих, управление собой имеет особую психологическую основу — личность стремится все взять под свое управление, но когда-то она приняла решение подчиниться руководителю, слушаться его, что оказалось успешной стратегией, но теперь личности предстоит вернуть себе управление собой, теряя привычный успешный образ действий. 

В определенном смысле слова, руководителю предстоит отучить себя от непосредственного управления работником, снять с себя бремя оценки ситуаций и принятия решений, постановки задач и контроля их исполнения, организации работы и взаимодействия с коллегами, а также отучить работника подчиняться прямым командам руководителя, дать работнику необходимую свободу решений и действий. Работнику предстоит отучиться подчиняться руководителю и научиться принимать решения и действовать самостоятельно. 

В подобной ситуации обязательно появится сопротивление переменам, иному образу действий, другой расстановке ролей в отношениях. По этой причине оба — и руководитель, и работник будут препятствовать замыслу привития самостоятельности работнику. Можно ли “обойти”, “обмануть” природу подобных реакций? 

Как преодолеть неминуемое неосознаваемое сопротивление руководителя и работника выходу работника на самостоятельный уровень работы?

  1. Метод взаимных ожиданий

В этот период профессионального развития работника, когда за достаточно продолжительный период работы, примерно, около года у него есть набор ожиданий о том, что для него должен сделать его руководитель, как руководитель может ему помочь, кем и каким руководитель должен стать для работника, чтобы стать более самостоятельным.  Одновременно и у руководителя есть свой набор ожиданий, что подчиненный ему работник будет занимать нужную позицию, проявит определенные  качества и станет действовать определенным образом, чтобы самостоятельно организовывать свою работу и управлять ей. Для  достижения общей для руководителя и работника цели - самостоятельно управляющий собой работник -  существует вполне конкретный набор взаимных ожиданий, следование которым обеими сторонами отношений даст скорейшее освоение работником навыков самостоятельной работы, самоуправления, самоорганизации, полноценного и полноправного участия в рабочих отношениях с коллегами и средой. 

Теория взаимных ожиданий имеет глубокие корни в истории отношений между людьми, когда выжить и жить на достаточном уровне жизни можно было, лишь получая в обмене с кем-то. Один отдает другому то, что тому необходимо, другой в обратном обмене дает необходимое первому.  Такой обмен является основой взаимополезного сотрудничества, надежных отношений, крепких союзов и положительных перспектив. Переговоры ведутся об условиях обмена, а когда стороны договорились, заключается договор. Психологическая механика обмена заключена в том, что каждый из участников ожидает друг от друга, что получит необходимое. Именно ожидания являются глубокой психологической основой обмена. Если таких ожиданий нет, то не будет и обмена. Если же стороны знают об ожиданиях друг друга и выполняют взаимные ожидания, происходит обмен, все получают необходимое, достигают своих целей и продолжают сотрудничать, укрепляя отношения. 

Руководитель и работник тоже состоят в отношениях обмена. Базовый обмен сводится к тому, что работник отдает работодателю и его представителю — руководителю свой труд, результаты труда и нормативное поведение, а получает от работодателя через руководителя зарплату, социальные блага и работу как таковую. В нашем случае речь идет о более частном обмене. 

Руководитель дает указания, задает вопросы, рассказывает и показывает, подает пример, создает условия, реагируя на что, работник трудится, выполняет задания и положенную работу, получает результаты и продукты труда. В еще более частном случае руководитель делает все это ради привития самостоятельности работника. Если работник в ответ действует должным образом, то в скором времени станет самостоятельным. В данном случае снова и очень эффективно действует правило взаимных ожиданий: 

Во-первых, знай об ожиданиях партнера!

Во-вторых, действуй в соответствии с ожиданиями партнера!

Таким образом, руководитель и работник в своем стремлении к общей цели должны знать об ожиданиях партнера и следовать этим ожиданиями. 

Чего ждут друг от друга руководитель и работник?

Ожидания работника от руководителя:

  1. Руководитель предоставит свободу действия работнику и перестанет управлять им, чтобы работник самостоятельно решал свои рабочие проблемы, оценивал ситуации и принимал решения, организовывал и обеспечивал всем необходимым свою деятельность, сам планировал свою работу и сам контролировал ее выполнение, самостоятельно взаимодействовал с коллегами.
  2. Руководитель деликатно и без давления поможет проявлениям самостоятельности работника, чтобы тот принял верные решения и не сделал ошибок, а также будет давать работнику необходимую обратную связь, чтобы работник мог само скорректировать свои оценки и решения. 
  3. Руководитель обязательно подстрахует работника и даже отменит его решения, чтобы тот в результате своей самостоятельности не совершил опасных или вредных действий с нежелательными или необратимыми последствиями. 
  4. Руководитель будет учить правилам, методам, секретам самоуправления, самоконтроля, самоорганизации — рассказывать, разъяснять, приводить примеры, предлагать свой и общий полезный опыт. 

Ожидания руководителя от работника:

  1. Работник будет стремиться самостоятельно решать свои рабочие проблемы, оценивать ситуации и принимать решения, организовывать и обеспечивать свою работу, планировать работу и контролировать ее выполнение, самостоятельно взаимодействовать с коллегами - обсуждать общие ситуации и договариваться. Работник не будет уклоняться от самостоятельности и не будет по привычке ждать управления со стороны руководителя. 
  2. Работник будет осторожен в самостоятельных действиях, будет сообщать руководителю о своих оценках и решениях, не будет скрывать этого, чтобы руководитель не помешал самостоятельности и не отменил явно неверные действия работника. 
  3. Во всех своих самостоятельных действиях работник будет ориентироваться на мнение руководителя, обсуждать с ним свои оценки и решения, планы и отчеты, подчинится требованиям руководителя в случае его несогласия с самостоятельными решениями работника. 
  4. Работник будет стремиться в большей степени к тому, чтобы научиться быть самостоятельным, управлять собой, нежели отвоевать самостоятельность как таковую. 

3. Метод имитации самостоятельности работника

Руководителю важно понимать и помнить, что в данной ситуации речь идет о намеренном отучении работника от внешнего управления со стороны руководителя, для чего первое время и в ряде соответствующих случаев руководитель намеренно добивается восприятия работником своих решений и действий, как самостоятельных, в том числе, имитируя невмешательство и безучастие в самостоятельном принятия решений работников — буквально имитируя предоставление свободы работнику. Для этого руководитель применяет особый метод.

Алгоритм метода имитации самостоятельности работника:

  1. Руководитель выслушивает сообщение работника о возникшей ситуации и расспрашивает работника так, чтобы в его ответах появились необходимые данные для оценки ситуации и решения по ней. 
  2. Руководитель предлагает работнику самостоятельно оценить ситуацию, вопросами помогая сформировать достаточно полную, точную и  достоверную картину.  
  3. Руководитель дает работнику право предложить решения по возникшей ситуации, в обсуждении задает вопросы о критериях решения, предлагает выдвинуть на рассмотрение и сравнение другие варианты решений, тем самым помогая работнику выбрать наилучшее решение.
  4. Руководитель поддерживает мнение работника о самостоятельности и поощряет такую самостоятельность. 

Для того, чтобы данный метод не вызывал трудностей в понимании его сути и техники исполнения, приведем пример в форме диалога.

Пример диалога руководителя и работника:

Работник уже год развозит на автомобиле грузы по городу. Ранее он получал от руководителя подробные указания о маршруте движения, а также инструктажи о действиях в случае отклонения от плана. Работник узнал о новой ситуации и сообщил об этом руководителю:

Работник: Иван Иванович! На моем маршруте ремонтируют дорогу, и я не могу проехать прежним маршрутом, чтобы вовремя развезти грузы по адресам. 

Руководитель: Как вы оцениваете сложившуюся ситуацию? 

Работник: Если я буду задерживать доставку груза адресатам, то это может вызвать их недовольство. 

Руководитель: Правильно! Что еще вы видите в этой ситуации?

Работник: Я не знаю, каким новым маршрутом теперь развозить грузы!

Руководитель: А что вы можете сделать, чтобы появился иной маршрут?

Работник: Ну… Нужно посмотреть на карте объезды и проложить новый маршрут!

Руководитель: Правильно! Как вы это сделаете? 

Работник: Задам в навигаторе мобильного телефона цепочку адресов, и навигатор предложит варианты, а я выберу подходящий вариант маршрута! Ведь навигатор наверняка знает о ремонте дороги! 

Руководитель: Правильно! Кстати! Этот ремонт дороги надолго?

Работник: Не знаю! А что?

Руководитель: Если будет известно, на какое время по этой дороге нельзя будет проехать, то мы будем знать, как долго клиентам придется терпеть задержки доставки грузов из-за объезда. 

Работник: Да! Правильно! Я постараюсь узнать побольше об этом ремонте! Наверняка на каком-нибудь городском или ведомственном сайте есть что-нибудь про ремонт этой дороги!

Руководитель: Правильно! Отличная идея! Молодец! Я прошу поделиться со мной информацией о ремонте дороги и о выбранном новом маршруте. Кстати, по каким критериям лучше выбирать лучший вариант маршрута?

Работник: Конечно, по тому, какой маршрут быстрее! 

Руководитель: Только это? 

Работник: Ну, еще что за дорога, а то, может быть, вся разбитая или там частые пробки или дежурят гаишники…

Руководитель: Снова отличное решение! Нужно всегда стремиться выбирать наилучшее решение из возможных, а для этого нужно рассматривать больше вариантов, чем поначалу приходит в голову. Нужна генерация вариантов!...

Руководитель поначалу лишь предлагает поступать самостоятельно, но бдительно следит за тем, чтобы оценки, решения и действия были верными, но по мере освоения работником самоорганизации и самоуправления, самостоятельность его становится настоящей, а руководитель лишь наблюдает за ходом работы и положением дел. 

Метод взаимных ожиданий, дополненный методом имитации самостоятельности, успешно работает в решении задачи привития руководителем способностей и навыков самоорганизации и самоуправления, что делает труд работника все более эффективным. 

Применяйте эти методы и практикуйтесь в них! Возьмите такой подход на вооружение! Совершенствуйте свою управленческую компетентность!