Найти в Дзене
Кинолог на дом

Не торопитесь с командами!

Оглавление

Открыв любой учебник по служебному собаководству можно увидеть одно из основных правил дрессировки. Отработка навыка всегда начинается с чёткой подачи команды.

С т.з. классической условно-рефлекторной теории все правильно. Формирование условного рефлекса начинается с того, что перед безусловным раздражителем (едой, рывком, надавливание рукой и т.п.) вводится условный раздражитель (команда, жест и т.д.). Действуя таким образом дрессировщик формирует условный рефлекс на команду. Образуется связь "команда-выполнение". Однако на практике всё выходит не так однозначно.

В своей статье "5 обязательных правил при подаче команд" я уже заострял внимание на том, что с командами не всё так просто.

Но есть и ещё одна важная причина, почему лично я никогда не ввожу команду на начальном этапе объяснения навыка.

Начиная объяснять собаке любой навык каждый дрессировщик всегда сталкивается с моментом, когда собака делает его не идеально. Вернее, в самом начале она всегда делает навык не идеально. Это и понятно, собака совсем не понимает, что от неё хочет дрессировщик. Это проявляется в виде неточностей, ошибок, медленном выполнении и т.д. Другими словами в самом начале поведения собака предлагает многовариантное выполнение определенного навыка.

А дрессировщик всю эту многовариантность озаглавливает одной командой!

Не находите ничего странного?

Проблема

Дело в том, что в самом начале изучения навыка дрессировщик будет подкреплять любое, похожее на изучаемый навык, действие. Так как собака ещё не понимает, что от неё требует, она будет выполнять навык немного по разному. Где-то быстрее, где-то медленнее, где-то чётко, где-то не чётко и т.д. Это нормально.

Соответственно в голове у собаки будет формироваться картина, что навык это " что-то похоже, но всегда чуть-чуть по разному". Изучаемый навык будет иметь разные варианты выполнения. Понимание многовариантности будет не только формироваться, но и закрепляться, то есть переходить из области осознанного поведения, в область бессознательного. Будет формироваться многовариантная привычка!

И затем, когда эта многовариантность выполнения будет закреплена временным и количественным фактором, дрессировщик начнёт объяснять, что ему нужен только один идеальный вариант выполнения. Хорошо если ему попадётся собака с хорошей интеллектуальной и адаптивной пластичностью, а если нет? Если он сам не понимает, как, используя вероятностный режим подкрепления, задать новые критерии отбора поведения в уже сформировавшимся навыке?

Обычно начинающий или малоквалифицированный дрессировщик с этой проблемой не сможет справиться. Начнётся бесконечный поиск путей повышения мотивации, турне по мастер-классам, работа с разными специалистами, поиск фишечек мулечек и т.п. Или всё будет оставлено так как получилось. Хотя, на самом деле, не надо было вводить команду на стадии объяснения навыка.

Профилактика

Чтобы избежать подобной ошибки, я рекомендую не использовать вначале обучения команду. Пользуйтесь словами заменителями: садись, ложись, сюда, рядышком и т.п. Эти слова я использую на стадии отбора и закрепления нужного поведения. Слова заменители используются при первоначальном отборе поведения, чистки скорости и чистоты выполнения навыка, закрепления активного выполнения.

И лишь когда меня устроит качество выполнения навыка, когда появится стабильность в выполнении, когда будет накоплено достаточное количество повторов, когда будет понимание только одновариантного выполнения навыка, я введу команду. Введу по принципу формирования условного рефлекса 2-го порядка. Перед словом заменителем я буду подавать нормативную команду, потом, уберу слово заменитель. А дальше по команде собака будет выполнять навык единообразно и так как мне надо!

Ничего сложного. Просто не торопитесь вводить команду

Удачи в дрессировке!

Консультация по дрессировке и коррекции поведения: 8(926)530-23-45.

#дрессировка собак #дрессировка щенка #овчарка #воспитание щенка #кинолог_на_дом #собаки #воспитание собак #кинология #зоопсихолог #дрессировка