Вот в чём вопрос. Да и для меня сейчас это вопрос актуальный в принципе, даже без конкретизации, какой именно сад.
Ещё в феврале я заполнила электронное заявление на портале для получения ребёнком места в детском саду: на полный день со следующего, а в группу кратковременного пребывания с сентября текущего года. В мае мне даже позвонили из сада и сказали, что в сентябре можно будет приходить, мы зачислены. Необходимо только прикрепить документы на портале и что-то там нажать.
Ну а дальше… к своему стыду я закрутилась и про это совершенно забыла. В итоге месяца через полтора, когда я зашла на портал в намерении наконец-то уже финализировать процесс, меня ждало пренеприятнейшее известие, что я всё профукала.
Приходите, мол, в следующем году теперь.
В итоге ни в какой сад даже на пару часов в день мы не пошли.
С одной стороны, корпус, в котором есть ГКП расположен довольно далеко и неудобно. На машине 2-3 минуты, а вот пешком или на транспорте - все полчаса, если не больше. Ну то есть больше напряга с точки зрения логистики, чем пользы.
С другой стороны, хорошо бы начать знакомиться не только с другими детьми, но и с вирусами, чтобы детский иммунитет хоть чуть-чуть адаптировался до того момента, когда я выйду на работу. А к выходу давно уже пора готовиться по полной.
Проблема в том, что у меня не предусмотрена удалёнка, а рабочий день ненормированный, что и закреплено чёрным по белому в трудовом договоре.
Из государственного садика детей забирают до 19 часов. В 18:45 они уже, «готовые к выдаче» стоят в дверях с одетым воспитателем, во взгляде которого читается немой укор.
Чтобы забрать ребёнка последним (!), с работы нужно вылететь в 18:00. Читаем выше, рабочий день у меня ненормированный. Не нужно приводить мне цитаты из трудового кодекса, я в курсе определения этого термина. В жизни это немного не так работает.
Во многих частных детских садах детей можно забирать до 20:00.
Помню, как в первый день, когда старшая дочь пошла в детский сад (ей было 2г9мес), воспитатель попросила забрать детей пораньше, чтобы снизить стресс от первого дня. Я тогда вела тренинги у младших коллег, отпустила группу примерно около 16 часов, возвращаться на рабочее место не стала, сбежала (взяла ноутбук домой). И гордая около пяти вечера зашла в здание сада.
Пораньше же пришла, я молодец, хорошая мама!
Угадайте, чей ребёнок грустно сидел один с воспитателем? Бинго. Других забрали после обеда или после сна. В таком режиме «пораньше» я могла забирать только первую неделю. А потом всё, тренинги закончились, началась ультра… Помню, как я почти бегом неслась по душному метро, от метро до сада, лишь бы успеть до 19.
Один раз на сеансе тайского массажа, прорабатывая напряжённую шейно-воротниковую зону, миниатюрная тайская женщина сказала мне на мою спину «айяйяй». Я оправдалась перед ней (или всё же перед самой собой?), что, мол, за компьютером приходится много работать, с утра до вечера, плохо это, но вот как есть уж. Она на пару секунд задумалась, потом весело рассмеялась и изрекла: «Easy! Just change your work!”. Спасибо тебе, дорогая женщина, если бы «поменять работу» было бы так просто… то было бы слишком легко 😅
Так что и из-за детского сада что-то менять в плане работы было бы не так уж “easy”. Не просто это всё, приходилось выкручиваться и подстраиваться.
Другой немаловажный аспект - возраст.
Всё-таки идти даже в ГКП в полтора года - рановато, не так ли? А может, и в самый раз уже.
Посещать сад или нет?
Тут у меня однозначная позиция: я за посещение.
Социализация, обучение элементарным бытовым навыкам в коллективе
Я с удивлением узнавала, что старшая дочь умеет сама одеваться, быстро засыпает в тихий час без скандалов, ловко ест. Дома навыки почему-то магическим образом пропадали.
Знакомство с вирусами
Об этом говорила выше. На мой взгляд, лучше «перепробовать» разную среду сейчас, чем начать «знакомство» в школе.
Возможность работать или отдыхать маме
Тут уж в зависимости от ситуации. Кто-то работает, кто-то отдыхает.
Какой детский сад выбрать: государственный или частный?
Этот вопрос с первым ребёнком я даже и не считала нужным выносить на повестку дня. Я не видела каких-то существенных реальных плюсов в частных детских садах. А вот маркетинга много.
Дочь ходила в обычный государственный сад. В нём даже предусмотрен бассейн (в который в итоге из-за частых отитов она ходила не так уж и много раз).
Государственный детский сад
Что я бы отметила из плюсов:
➕Стоит примерно в 10 раз дешевле частного (экономия семейного бюджета)
➕Пропуски в связи с болезнью (на основании справки) из расчета стоимости вычитаются
➕Развивающие занятия - есть
➕Налоговый вычет - можно
Из минусов:
➖В 2-3 раза больше детей в группе (по сравнению с частным)
➖Индивидуальный подход не всегда (а может, это и к лучшему? Что насчёт развития навыка самостоятельности?)
➖Возможен разный по социальному и культурному уровню контингент
Частный детский сад
Из плюсов:
➕Более компактные группы (больше комфорта, больше личного пространства, меньше вирусов)
➕Более индивидуальный подход
➕Более гибкий график
➕Более доброжелательный персонал
Из минусов:
➖Ограниченный круг общения (в группах примерно 6-8 человек)
➖Дорого (от 40-50 тысяч)
➖Контроль и регуляция (?)
Последний пункт хочу прокомментировать (это исключительно моё личное мнение).
Частный детский сад - это чей-то бизнес и ничего личного.
Чтобы его открыть, нужно зарегистрировать бизнес в установленном порядке, получить лицензию (да и то, если сад будет выполнять не только функцию «присмотра и ухода», но и осуществлять образовательную деятельность), арендованное или собственное помещение (отвечающее определенный требованиям), изучить СанПиНы и ГОСТы, пройти СЭС и Роспотребнадзор, вложить деньги. Требования к образованию и опыту работы воспитателей устанавливает сам владелец бизнеса.
Государственный - это дошкольное учреждение, находится под контролем Департамента образования. Соответственно, если есть регулятор, то требования к ведению деятельности строже.
Образовательная программа также контролируется со стороны государственного регулятора.
Частники любят козырять какими-то новомодными методиками, монтесорями и прочей мишурой. По факту любые методики сводятся к лепке, рисованию, развитию мелкой моторики, танцам и пению. Но если простую лепку из пластилина назвать «пластической скульптурой» или иным непривычным красивым словом, это почему-то магическим образом воздействует на молодых мамочек (самая благодатная аудитория для выкачивания денег, вот правда) и они готовы нести свои денежки, вкладывая их в развитие гениальности своего чада.
Вон Алиса Теплякова вообще сад не посещала, это не помешало ей в МГУ поступить в столь юном возрасте (ох, бедный ребёнок!)
Ну то есть я не вижу для себя каких-либо настолько существенных плюсов в частных садах за несколько десятков тысяч, чтобы они перевешивали минусы государственного. Может, просто в первый раз так повезло.
Еще на просторах дзен недавно подглядела жаркие споры мамочек в комментариях. Несколько мнений привожу ниже (все имена скрыла, нет цели кого-то высмеять, тут просто интересны столь разные позиции):
Буду рада, если поделитесь своим мнением и опытом в этом вопросе. И что думаете про взаимосвязь между самооценкой и видом учреждения?