Найти в Дзене

Как справиться с травмой и посттравматическим стрессовым расстройством

Прежде чем мы начнем: эта глава предназначена для тех, кто стал свидетелем насильственной или травматичной смерти домашнего животного (или представлял ее себе). Она также будет полезна владельцам (или бывшим владельцам) животных-помощников, которые умерли или от которых по каким-либо причинам пришлось отказаться. Если у вас не было подобного опыта, возможно, вам лучше пропустить эту главу. Все рассказанные тут истории произошли в реальности, но они могут оказаться для вас слишком яркими и шокирующими. Если же вам пришлось наблюдать гибель питомца, эта глава будет вам полезна. В ней вы найдете инструменты, которые помогут справиться с жуткими воспоминаниями и ужасными мыслями, которые могут преследовать вас. Важное замечание: хотя общий посыл этой книги в том, чтобы помочь вам пережить это трудное время самостоятельно, та травма, которую вы получили, став свидетелем насильственной смерти любимца, может потребовать помощи специалистов. Мы рекомендуем обратиться к ним после чтения этой главы. Мы расскажем, какие вопросы стоит задать специалисту и какие виды терапии помогают эффективно справиться с посттравматическим стрессовым расстройством.

История Кэролин

Был теплый и солнечный октябрьский день в Сан-Диего. Три собаки Кэролин — Тоби, Андреа и Динамит — ждали ее у двери, предвкушая утреннюю прогулку. Тоби, большой черный пудель, уже держал поводок в зубах. Андреа и Динамит тоже не терпелось поскорее выйти на улицу. Кэролин прицепила всех на поводки, и они отправились гулять. Это было их ритуалом с тех пор, как все трое собак были щенками. Тоби шел восьмой год, но он обожал прогулки. Андреа, уменьшенной версии старшего брата, было пять, а Динамит, которую хозяйка называла Дина, было почти четыре, и она весила около двух килограм- мов. Никто точно не знал породу Дины, но все сходились во мнении, что она похожа на маленького тюленя. Собаки обожали Кэролин, ведь она забрала их из приюта для животных, когда те были совсем малышами.

Кэролин тоже любила утренние прогулки. Ей никогда не надоеда ло наблюдать, как собаки бегут по тропинке, идущей через поселок, обнюхивают кусты и гоняются за видимыми только им существами.

Кэролин преподавала в пятом классе школы в бедном районе. Работа часто была непростой и занимала много времени. Утренняя прогулка помогала настроиться на день.

В эту среду они прошли примерно половину обычного маршрута,
и тут Кэролин заметила огромную собаку, похожую на добермана, которая неслась к ним. Собака была без поводка, и хозяев было не видно. Кэролин не успела сделать ничего, чтобы защитить себя или питомцев, когда доберман схватил Дину за голову. Дина завизжала, две другие собаки начали дергать и тянуть поводки. Кэролин не смогла удержать собак, упала и увидела, как доберман хватает Дину за горло, поднимает и трясет, как мягкую игрушку. Кровь была повсюду. Другие собаки бегали в панике, не зная, что делать. Кэролин звала на помощь, и наконец хозяйка добермана вышла из дома посмотреть, что происходит.

Она сказала, что «выпустила собаку подышать свежим воздухом»,
и заявила, что раньше пес ни на кого не нападал. Оказалось, что у женщины маленький ребенок, и она не может и заботиться о нем, и выгуливать собаку. Кэролин попросила ее хотя бы отвезти их с Диной в клинику, но хозяйка добермана отказалась. Наконец проезжавший мимо мужчина увидел происходящее и остановился, чтобы помочь. Он посадил Кэролин и собак в машину и помчался к ветеринару. Дину тут же забрали в смотровую, а Кэролин вместе с Тоби и Андреа ждали в приемной. Кэролин была вся в крови, собаки бегали по приемной и, очевидно, были напуганы.

Некоторое время спустя ветеринар вышла из смотровой и сооб- щила, что она ничего не может сделать для Дины. Собака пострадала очень сильно, и единственное, что можно сделать, это помочь ей умереть и избавить от боли. Врач мягко спросила у Кэролин, что она будет делать. Выбора не было, Дина страдала, поэтому Кэролин и собаки пошли в смотровую, чтобы быть рядом с Диной в тот момент, когда ветеринар сделает ей смертельный укол пентобарбитала. Дина тут же умерла, а страшные воспоминания о ее последних минутах преследуют Кэролин до сих пор.

Мы впервые встретились с ней через два месяца после трагедии. Ветеринар сильно беспокоилась из-за эмоционального состояния Кэролин и посоветовала ей обратиться ко мне, чтобы я помогла ей справиться с утратой Дины и с тем, как это произошло. В тот момент Кэролин казалось, что ей не нужна помощь, и она не стала мне звонить.

Через некоторое время после смерти Дины ей начали сниться кошмары. Именно тогда она поняла, что не справляется в одиночку. Она позвонила мне и сказала, что меня рекомендовала ветеринар. Кэролин заявила, что, по ее мнению, она не нуждается в терапии, но хочет, чтобы ей перестали сниться кошмары. Я попросила ее рассказать, что именно она видит во сне.

Кэролин рассказала мне свою историю монотонным, безэмоциональным голосом, как будто описывая нечто, что произошло с кем-то другим. Она повторила, что хочет встретиться со мной только для того, чтобы я помогла ей разобраться с кошмарами, потому что из-за них она не может спать, и это влияет на ее работу. Во время первой сес- сии она снова рассказала мне историю, говоря по-прежнему без ка- ких бы то ни было эмоций. Она не плакала, хоть и призналась, что Дина была ее любимым «ребенком».

У Кэролин не было семьи, она жила одна с собаками. Ее ближай- шие родственники жили в Нью-Джерси. У нее были друзья среди кол- лег в начальной школе, где она работала, но она ни с кем не общалась близко. Я заметила, что она держится зажато, ее поза выглядела так, будто она в любой момент готова вскочить и выбежать из кабинета.

Единственная эмоция, которую она выразила, был гнев на хозяйку собаки, убившей Дину. Кэролин не понимала, что за человек позволит своей собаке сделать это с другим «человеком». Она вновь повторила, что ей не дают спать кошмары, а также признала, что у нее бывают флешбэки о той ситуации и она изолировалась от друзей. Кэролин рассказала, что стала более раздражительной, менее терпеливой с учениками, более пугливой, чем до трагедии. Ей казалось странным, что

с тех пор она ни разу не плакала, но она решила, что раз так, значит, с ней все в порядке. Но ей бы хотелось, чтобы ей перестали сниться неприятные сны.

К концу сессии мне стало ясно, что у Кэролин развилось посттравматическое стрессовое расстройство (которое также часто называют ПТСР). Я предложила встретиться еще несколько раз, чтобы разобраться с кошмарами и, возможно, чем-то еще, что может ее беспокоить. Кэролин согласилась, и мы работали раз в неделю на протяжении нескольких месяцев. Как вы узнаете из этой главы, с ПТСР не всегда можно справиться самостоятельно. Это серьезная проблема в сфере здравоохранения, влияющая на жизни миллионов американцев. Если ПТСР не лечить, оно может так и не пройти до конца жизни.

Упражнение: опишите свои утраты

Прежде чем разобраться, что же такое ПТСР, возможно, вам будет полезно описать травму, которая повлияла на вашу жизнь. Вы можете сделать это письменно в блокноте или наговорить на диктофон. Травма
не обязательно должна быть связана с питомцем, но поскольку эта книга посвящена утрате домашнего животного, вы, скорее всего, читаете эту главу, так как стали свидетелем насильственной смерти своего любимца. Похожи ли какие-то из симптомов Кэролин на ваши собственные реакции? А может, у вас есть другие симптомы? Если так, запишите их, потому что дальше вы узнаете, что ПТСР может проявляться по-разному, и у Кэролин были не все его симптомы. Важно: если вам слишком трудно или больно выполнять это упражнение, не делайте его! Прочитайте главу целиком, и, если вам захочется, вернитесь к упражнению.

Отрывки из книги Лори А. Грин, Жаклин Лэндис
"Прощай, мой друг. Как пережить утрату домашнего животного"