Друзья, привет. Как думаете, о чем сегодня пойдёт разговор? Эта тема не из простых, и у каждого из вас есть свое твердое мнение на этот счёт. Как и у меня.
Эта тема - разногласия между воспитателями и специалистами детского сада по поводу сложности их профессиональных обязанностей, а также причины их возникновения
Свою позицию на этот счёт я озвучила в заголовке, но никого не принуждаю соглашаться с ней.
Итак, что будем понимать под воспитателем. Того воспитателя, который работает в обычном детском саду в группе общеразвивающей направленности.
Под специалистами понимаем музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, учителя-логопеда, педагога-психолога.
И первое, о чем я бы хотела вас спросить. Видели ли вы, воспитателей, которые хотели бы перейти в специалисты? А специалистов, стремящихся стать воспитателями?
Почему вообще родилась эта статья. Однажды я имела честь вести беседу на эту тему с учителем-логопедом. Скажу прямо, беседа была не на позитивной ноте со стороны специалиста, собственно, и тема-то поднята была им.
Вспомните школу или университет. Всегда находились преподаватели, считавшие свой предмет самым важным. Здесь примерно то же самое, только относится к профессиональной деятельности в целом. Контекст был таким: что бы вы без логопедов делали? Вообще бы ничего не смогли, речь же это самое главное. Вот с последним поспорить трудно, действительно, речь в развитии ребёнка играет одну из ключевых ролей. Ну а далее, что эта работа самая сложная в детском саду. А что воспитатель? Детей-то накормить и выгулять? А музыкант? Включил фонограмму - дети поют. Ну а про инструктора по физической культуре я вообще молчу.
Кстати, в тот момент я задумалась знаете о чем? Специалист, специалист. А воспитатель не специалист? Как-то даже само название должности "воспитатель" минимизирует значимость его работы.
А воспитатели тогда что думают? О, специалист уже домой пошёл. Ну и работа. Взял двоих детей, вернул. Да ещё и дай, когда ему захочется. А ты родителям потом передавай папки с заданиями.
Почему же так происходит? Откуда это недопонимание? Примерно из того, о чем я напишу ниже. Поехали.
Продолжительность работы непосредственно с детьми
Воспитатель: 7, 10.5, а то и 12 часов. Без перерыва. Постоянно. Даже в тихий час.
Специалист: в соответствии с расписанием, беря на индивидуальные, подгрупповые (учитель-логопед, педагог-психолог) или групповые, но с "нянькой" в лице того же воспитателя занятия.
Количество детей на занятии одновременно
Вытекает из пункта 1.
Воспитатель: вся группа. И, судя по комментариям к моим статьям, детей в группе бывает и больше тридцати. Я такого не встречала. В нашем городе я не знаю ни одного детского сада, где набирают больше 25 человек.
Специалист: вся группа, если это музыкальное занятие или физкультура, но в этот момент дисциплину поддерживает и помогает с организацией воспитатель. Небольшая подгруппа или 1 ребёнок, если это узкий специалист.
Специфика работы
Специалисты часто решают более узкоспециализированные задачи, в то время как воспитатели занимаются всесторонним развитием ребёнка (хотя зачастую специалистам кажется противоположное, воспитатель же кормит, выгуливает и спать укладывает).
Здесь я хочу отметить вот что, касающееся узких специалистов. Всё же дети у них из категории сложных, назовём это так. Пусть их мало, одновременно мало и в целом. Компенсирует ли это работу с полноценной группой в 25 детей? Сложно сказать. Каждому свое. Но эта работа тоже не из простых.
Физическая нагрузка
Воспитатель: испытывает большую физическую нагрузку, особенно если работает с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, где дети требуют активного участия взрослого в играх и занятиях.
Специалист: у узких специалистов занятия проходят в большинстве случаев в обстановке, не требующей физической нагрузки, у музыкального руководителя и инструктора по физической культуре эта нагрузка непродолжительна и соответствует графику проведения занятий.
Внешний вид
Воспитатель: эх, больной вопрос. Одет так, чтобы во время кормления малышей не испачкаться, во время прогулки не замёрзнуть, во время игр на полу юбка не задалась, да и колготки не порвались, и так далее. Говорили об этом здесь:
Специалист: выглядит как учитель, может позволить себе надеть то, что хочет. Здесь не берём во внимание инструктора по физической культуре, собственно, в школах они тоже в спортивных костюмах и это не отменяет образа учителя, в отличие от воспитателя, который если оденется в спортивный костюм, вызовет множество вопросов у руководства.
Оценка эффективности
Специалист: Работа специалистов часто оценивается по конкретным результатам (например, улучшение речи у ребенка).
Воспитатель: результаты работы воспитателя могут быть менее осязаемыми. Есть-то ребенок и так бы научился, да и считать тоже. Совсем не заслуга воспитателя, учитывая, что треть детей, поступая в детский сад, не умеют самостоятельно есть и до этих же пор носят подгузники.
Продолжительность рабочего времени
Воспитатель: ставка 7 часов
Инструктор по физической культуре: ставка 6 часов
Музыкальны руководитель: ставка 5 часов
Педагог-психолог: ставка 7 часов
Учитель-логопед: ставка 4 часа
Смешно, но у логопеда полторы ставки на час меньше, чем ставка воспитателя.
Соотношение заработной платы и продолжительности рабочего времени
На своём первом месте работы я аттестовалась на высшую категорию по должности воспитатель вместе с логопедом, она тоже на высшую. Зарплаты у нас стали примерно равны, при этом больше у неё. К слову, моя ставка 7 часов, её 4. Стала методистом, ставка моя не поменялась, тарифицируется эта должность как и должность воспитателя. Я так же аттестовалась на высшую, и ставка музыканта была примерно равна моей, у логопеда выше. Грустно было с инструктором по физической культуре и педагогом-психологом. Зарплаты этих специалистов в нашей области вообще самые низкие из педагогического персонала детских садов. Но если пересчитать зарплату инструктора по ФК относительно отработанного времени, выйдет плюс/минус зарплата воспитателя. Как-то так. Воспитатель опять в минусе. И психолог, кстати, тоже.
Что ещё?
- Очень часто воспитателю приходится выслушивать претензии родителей, касающиеся работы специалистов. Почему они не идут непосредственно к этим педагогам? Не знаю. Наверное потому же, что и родители в школе, которые обращаются в первую очередь к классному руководителю.
Что делает воспитатель? Пытается сгладить острые углы. А это дополнительная головная боль. А как думаете, пойдёт родитель к специалисту по поводу воспитателя? Конечно, нет.
- А документация? Стоит сказать лишь о том, что специалисты не пишут календарный план.
- Ну а самый весомый аргумент - это, конечно же, личные качества педагога. Можно принять к сведению эти различия, достоинства и недостатки своей и чужой должности, можно, сильно расстроившись, пройти профессиональную переподготовку и пойти в специалисты/воспитатели, а можно ходить и злиться на всех, что только он делает дело, а остальные так, вместо мебели (как учитель-логопед в моем примере).
Знаете, чем завершился разговор? Учитель-логопед ввиду отсутствия более аргументов сказала "Ну, кто на что учился". Собственно, и завершили на этом. И на это у меня вот такой пример. Моя подруга отучилась на логопеда, закончила университет с красным дипломом. При этом поступала она по целевому направлению от управления образования, чтобы, как говорится, наверняка. Ну то есть по окончании обучения она как бы должна отработать по специальности 5 лет. И что вы думаете? Вакансий логопеда в нашем районе не нашлось. Зато воспитателем - пожалуйста. Так ей пришлось отработать несколько лет на группе, затем место освободилось, и теперь она работает логопедом.
Как-то так. Это сравнение можно продолжить и по другим основаниям. Я привела свои аргументы в пользу того, что работа воспитателя - одна из самых непростых из педагогических в детском саду и часто недооцененная.
Друзья, если меня читают специалисты, надеюсь вы не увидите в этой статье какого-то злого подтекста. Я искренне считаю, что все профессии в детском саду важны и требуют особых навыков и качеств. Но все же поддерживаю воспитателей. На мой взгляд, им труднее всего. И эмоционально, и физически. А что вы думаете по этому поводу? Напишите свои мысли в комментарии.
Особенно интересны мысли старшего поколения. Вспомните времена, когда из специалистов в детских садах были только музыканты? Как справлялись воспитатели? И ведь справлялись. Моя мама по первому образованию воспитатель, вот прямо воспитатель старой школы из сильного педагогического училища. Так вот у них была и методика физического воспитания, и курс дошкольной психологии, и логопедии. Собственно, благодаря маме и её подробным логопедическим конспектам я произношу звук "Р". За что ей большая благодарность.
Ну а вам буду благодарна за лайк. И подписывайтесь на мой канал, давайте расти вместе.