Психологический запор у детей дошкольного возраста является распространенной проблемой, которая может оказать негативное воздействие как на физическое, так и на психическое здоровье ребёнка. В данной статье рассмотрим как физиологические, так и психологические аспекты этой проблемы, а также будут практические решения для родителей и специалистов в области психологии детей.
Когда ваш малыш начинает посещать детский сад, многие родители ожидают, что переход к использованию туалета будет гладким и естественным. Ведь дома ребёнок уже давно пользуется туалетом самостоятельно, моет руки без напоминаний, и всё кажется в порядке. Однако, на практике, процесс адаптации к туалету в саду может оказаться не таким простым.
Физиологические аспекты:
- Функционирование желудочно-кишечной системы у детей: В дошкольном возрасте желудочно-кишечная система детей всё ещё развивается, и это может делать их более подверженными проблемам с пищеварением.
- Питание и диета: Некоторые дети могут иметь диету, бедную волокнами, и не получать достаточно жидкости, что может способствовать развитию запора.
Психологические аспекты:
- Холодное сидение: Для малышей холодное туалетное сиденье может быть дискомфортным и непривычным.
- Неприятный запах: В некоторых общественных туалетах запахи могут быть неприятными и пугающими для ребёнка.
- Непонятное устройство: Дети могут испытывать страх перед непонятными устройствами в общественных туалетах. Тем более, если ребёнок стеснительный.
- Постоянные свидетели: Факт того, что в детском саду дети ходят в туалет вместе, а не по собственному желанию, может вызвать беспокойство.
- Негативные комментарии и поддразнивания со стороны окружающих могут создать страх или стыд в отношении использования туалета, что приводит к психологическому запору.
Рекомендации родителям:
При подозрении на физиологический запор важно проконсультироваться с врачом для оценки состояния желудочно-кишечной системы и разработки лечебного плана. Далее, при подозрении на психологический запор:
- Объясните и покажите: Проведите время, чтобы объяснить и показать ребёнку, как пользоваться общественным туалетом. Расскажите, что куда нажимать и как справлять нужду.
- Поддержите стеснительных детей: Если ваш ребёнок стеснительный, обсудите с ним, что можно подождать, пока кто-то выйдет из туалета, и что он имеет право и очень важно отпрашиваться в туалет в любой момент, даже если другие заняты.
- Согласуйте с воспитателем: Поговорите с воспитателем в саду и договоритесь, чтобы он или она были внимательными к просьбе вашего ребёнка о походе в туалет.
- Поход в туалет утром: Важно не забыть в утренней суете перед садом зайти с ребёнком в ванную комнату, чтобы дать ему возможность справиться с нуждой до отправления в сад.
Принимая во внимание эти советы и понимая, что адаптация к туалету в детском саду может потребовать времени и терпения, вы сможете помочь вашему ребёнку справиться с этим этапом и сделать его более комфортным и уверенным.
Пример из практики:
Одним из примеров, который иллюстрирует сложность ситуации с психологическим запором у детей дошкольного возраста, является история девочки в возрасте 6 лет, которая не ходила в садике в туалет. Родители обратились ко мне за помощью, и был применён комплексный подход, включая эмоционально образную терапию, арт-терапию, песочную терапию и психологическую поддержку со стороны родителей.
В ходе эмоционально образной терапии девочка смогла выразить свои эмоции и беспокойства в безопасной обстановке. Она рассказала о своем страхе перед туалетом в садике, связанном с негативными комментариями со стороны детей.
Арт-терапия также оказала значительное влияние на решение проблемы. Ребёнок использовал изобразительное искусство, чтобы выразить свои чувства и переживания. Она создала рисунки, изображающие её страхи и внутренние переживания, что позволило ей лучше понять их и начать работать над преодолением.
Эти методы в сочетании с пониманием её стрессовых ситуаций и поддержкой родителей позволили девочке справиться с психологическим запором и вернуться к нормальной жизни в садике. С родителями также была проведена консультация и скорректировано отношение к ребёнку в стрессовых ситуациях.
Благодарю за комментарии к статье!
Автор: Литвиненко Наталья Эдуардовна
Психолог, Консультант
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru