Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Психологический запор у детей дошкольного возраста

Психологический запор у детей дошкольного возраста является распространенной проблемой, которая может оказать негативное воздействие как на физическое, так и на психическое здоровье ребёнка. В данной статье рассмотрим как физиологические, так и психологические аспекты этой проблемы, а также будут практические решения для родителей и специалистов в области психологии детей.

Когда ваш малыш начинает посещать детский сад, многие родители ожидают, что переход к использованию туалета будет гладким и естественным. Ведь дома ребёнок уже давно пользуется туалетом самостоятельно, моет руки без напоминаний, и всё кажется в порядке. Однако, на практике, процесс адаптации к туалету в саду может оказаться не таким простым.

Физиологические аспекты:

  • Функционирование желудочно-кишечной системы у детей: В дошкольном возрасте желудочно-кишечная система детей всё ещё развивается, и это может делать их более подверженными проблемам с пищеварением.
  • Питание и диета: Некоторые дети могут иметь диету, бедную волокнами, и не получать достаточно жидкости, что может способствовать развитию запора.

Психологические аспекты:

  • Холодное сидение: Для малышей холодное туалетное сиденье может быть дискомфортным и непривычным.
  • Неприятный запах: В некоторых общественных туалетах запахи могут быть неприятными и пугающими для ребёнка.
  • Непонятное устройство: Дети могут испытывать страх перед непонятными устройствами в общественных туалетах. Тем более, если ребёнок стеснительный.
  • Постоянные свидетели: Факт того, что в детском саду дети ходят в туалет вместе, а не по собственному желанию, может вызвать беспокойство.
  • Негативные комментарии и поддразнивания со стороны окружающих могут создать страх или стыд в отношении использования туалета, что приводит к психологическому запору.

Рекомендации родителям:

При подозрении на физиологический запор важно проконсультироваться с врачом для оценки состояния желудочно-кишечной системы и разработки лечебного плана. Далее, при подозрении на психологический запор:

  • Объясните и покажите: Проведите время, чтобы объяснить и показать ребёнку, как пользоваться общественным туалетом. Расскажите, что куда нажимать и как справлять нужду.
  • Поддержите стеснительных детей: Если ваш ребёнок стеснительный, обсудите с ним, что можно подождать, пока кто-то выйдет из туалета, и что он имеет право и очень важно отпрашиваться в туалет в любой момент, даже если другие заняты.
  • Согласуйте с воспитателем: Поговорите с воспитателем в саду и договоритесь, чтобы он или она были внимательными к просьбе вашего ребёнка о походе в туалет.
  • Поход в туалет утром: Важно не забыть в утренней суете перед садом зайти с ребёнком в ванную комнату, чтобы дать ему возможность справиться с нуждой до отправления в сад.

Принимая во внимание эти советы и понимая, что адаптация к туалету в детском саду может потребовать времени и терпения, вы сможете помочь вашему ребёнку справиться с этим этапом и сделать его более комфортным и уверенным.

Пример из практики:

Одним из примеров, который иллюстрирует сложность ситуации с психологическим запором у детей дошкольного возраста, является история девочки в возрасте 6 лет, которая не ходила в садике в туалет. Родители обратились ко мне за помощью, и был применён комплексный подход, включая эмоционально образную терапию, арт-терапию, песочную терапию и психологическую поддержку со стороны родителей.

В ходе эмоционально образной терапии девочка смогла выразить свои эмоции и беспокойства в безопасной обстановке. Она рассказала о своем страхе перед туалетом в садике, связанном с негативными комментариями со стороны детей.

Арт-терапия также оказала значительное влияние на решение проблемы. Ребёнок использовал изобразительное искусство, чтобы выразить свои чувства и переживания. Она создала рисунки, изображающие её страхи и внутренние переживания, что позволило ей лучше понять их и начать работать над преодолением.

Эти методы в сочетании с пониманием её стрессовых ситуаций и поддержкой родителей позволили девочке справиться с психологическим запором и вернуться к нормальной жизни в садике. С родителями также была проведена консультация и скорректировано отношение к ребёнку в стрессовых ситуациях.

Благодарю за комментарии к статье!

Автор: Литвиненко Наталья Эдуардовна
Психолог, Консультант

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru