Найти тему
частные суждения

Анализ мира Средиземья. Часть 6. Магическая и техническая угрозы — что опаснее?

Предыдущая статья здесь.

В одной из первых статей о Средиземье упоминалось, что магия в мире, созданном воображением Толкиена, является заменителем технологий, отличаясь при этом избирательностью. Это значит, что любым техническим девайсом может пользоваться кто угодно, в то время как магические артефакты могут быть жестко привязаны к своему создателю. Или не привязаны —Единое Кольцо мог использовать кто угодно, хоть и с разной эффективностью. Голлум, будучи совсем примитивным юзером, никаких инструкций не читавшим, юзал его в качестве шапки-невидимки. Командовать орками или тем более назгулами он даже не пытался, а вот настоящему магу Кольцо давало такую возможность.

Палантир в руке Арагорна, кадр из экранизации «Властелина колец» Питера Джексона.
Палантир в руке Арагорна, кадр из экранизации «Властелина колец» Питера Джексона.

Были в Средиземье и другие универсальные артефакты, например палантиры. Столь же неопытный, как и Голлум, хоббит Перегрин Тук смог активировать палантир Ортханка. Дэнетор II, наместник Гондора, тоже не будучи магом, использовал палантир в качестве системы дальнего обнаружения, но поскольку его вниманием при этом успешно манипулировал Саурон, в итоге он впал в депрессию и самосжёгся. То есть использование артефакта неквалифицированным юзером могло быть крайне опасным, если к этому артефакту имел доступ некто враждебный и притом умеющий обращаться с той конкретной магией, с помощью которой данный артефакт создан.

Мелиан, фанарт.
Мелиан, фанарт.

Пример артефакта, жестко завязанного на владельца — пояс Мелиан. Эта магическая оборонительная система, своего рода аналог Линии Мажино, защищала эльфийское царство Дориат. Его создала майа по имени Мелиан, влюбившаяся в эльфа Тингола, который стал королём Дориата. Данная система комплексной защиты обеспечивала полную непроницаемость против орков и прочих слуг Мелькора, причём она ещё и как-то распознавала «свой-чужой», поскольку Берен через неё прошёл живым. После гибели Тингола и ухода Мелиан в Валинор, эта оборонительная система прекратила функционировать, после чего Дориат разграбили даже не могучие войска Тёмного Властелина, а простые местные гномы.

Тронный зал Дориата в представлении современного художника.
Тронный зал Дориата в представлении современного художника.

Что интересно, оборонительная система пояса Мелиан исправно функционировала на протяжении полутысячи лет. Причём речь идёт не об одном суперпрочном артефакте, а о целой оборонительной магической системе, имевшей огромную протяжённость. Столь же долго работали и другие магические системы подобного назначения. К примеру, Могильники (в другом переводе Упокоища), в которых на своём пути заночевали хоббиты. Они стали опасным местом в 1636 г. Третьей эпохи, когда Король-Чародей заселил их злыми духами. И продолжали выполнять свою функцию в 3018-м, когда Фродо с соратниками чуть не погибли в них.

Фродо спасает своих друзей в Могильниках, иллюстрация к Толкиену.
Фродо спасает своих друзей в Могильниках, иллюстрация к Толкиену.

Ещё один пример «долгоиграющей» магии — Войско Мёртвых, оказавшее неоценимую помощь Арагорну в решающем сражении. Проклятье Исильдура, обрекавшее предавших его горцев на бессмертие в нематериальной форме, прозвучало в 3430 г. Второй Эпохи. То есть магия проклятья работала более чем три тысячи лет после запуска, на что в принципе не способна ни одна техническая система.

Предводитель Войска Мёртвых, кадр из фильма Питера Джексона.
Предводитель Войска Мёртвых, кадр из фильма Питера Джексона.

В нашем мире бывают минные поля, которые продолжают оставаться опасными спустя десятилетия. Химическое загрязнение также может сделать какую-то территорию необитаемой десятилетиями, а радиоактивное (при использовании долгоживущих изотопов) — даже веками, но вряд ли можно найти примеры, чтобы на некоей территории тысячи лет сохранялась неубывающая угроза. Можно вспомнить пример из научной фантастики — автоматическая оборонительная система на Саракше, с которой столкнулся Максим Каммерер. Она сохраняла активность спустя десятилетия после окончания войны. В Средиземье всё намного хуже и страшней.

Сэм и Голлум в Мёртвых Топях, кадр из фильма Питера Джексона.
Сэм и Голлум в Мёртвых Топях, кадр из фильма Питера Джексона.

Помимо уже упомянутых Могильников, там были ещё и Мёртвые Топи (они же Мертвецкие болота или Гиблые болота), расположенные к северо-западу от Врат Мордора. Гиблым местом они стали в конце Второй Эпохи, и через три тысячи лет всё ещё оставались опасными. То же самое было с целым королевством Ангмар, которым некогда правил Король-Чародей, впоследствии ставший главным назгулом. Ангмар пал после битвы при Форносте в 1975 г. Третьей Эпохи, но и через тысячу лет эти земли продолжали оставаться опасными для живых людей.

Битва морийского балрога с Гэндальфом, фанарт.
Битва морийского балрога с Гэндальфом, фанарт.

Помимо территорий, заражённых враждебной людям магией, в Средиземье водились магические существа (Шелоб, балроги, страж врат Мории), которые вообще были бессмертными — хотя убить их в принципе можно, но проделать такое удавалось лишь магам или великим героям. В отсутствие подобного героя жителям местности, где появлялось подобное существо, оставалось только бежать куда попало и больше не возвращаться под страхом жуткой смерти. Так что, хотя в нашей текущей реальности немало природных и техногенных опасностей, но в сравнении со Средиземьем мы живём в исключительно комфортном, безопасном и благополучном мире.