Продолжение. Начало здесь.
После этого случая Владислав приходил от родителей угрюмый, раздражённый; на вопросы жены отвечал односложно и утыкался в телефон. Эмма понимала, откуда ветер дует. Это всё Марина Викторовна донимала сына: как это так, почему Эмма не идёт работать?; почему ты один должен тянуть лямку, а она сиднем сидит?; что это за новомодные такие веяния – сидеть на шее у мужа?; она тебя не любит, раз не хочет помогать содержать семью; а родится ребёнок – ты вообще надорвёшься; ты любыми способами должен заставить её пойти на работу. И так далее и тому подобное.
Неизвестно, чем бы всё это закончилось, если бы Эмма не родила. У молодых супругов родилась девочка, которую назвали Алевтиной, Алей. Разговоры о работе стали неактуальны и прекратились.
Однако через три года они возродились с новой силой.
- Эмма, может, мама действительно права и тебе стоит выйти на работу? Алечка уже подросла, отдадим её в садик.
- Влад, какой садик? Ты понимаешь, что до пяти лет детям садик противопоказан?
- С чего бы это? Я вот ходил, и ничего. И другие ходят…
- Меня не волнует, что другие не любят своих детей и отдают их на воспитание чужим тёткам. Я свою дочь люблю и ни в какой садик её не поведу.
- Но я не могу один работать и зарабатывать. Уже, между прочим, на троих?
- Почему?
- Потому что я не сам себе назначаю зарплату.
- Возьми больше часов. Найди подработку. Ты мужчина в конце концов? Или кто?
- Наверное, мама права, когда говорит, что ты меня не любишь.
- Побольше ходи к своей маме, она тебе ещё не это скажет! А вообще хочу тебе напомнить твои слова. Помнишь, когда мы ещё до свадьбы разговаривали о семейной жизни и я сказала, что работать замужем не планирую, что ты тогда обещал? Ты сказал: «Да, любимая! Я так тебя обожаю, что горы для тебя сверну! Тебе не придётся работать ни одного дня!» И я тебе поверила! Так почему ты не выполняешь своё обещание?
- Мало ли что я тогда говорил?
- Вот как? Я уверена, что МУЖЧИНА держит своё слово. Значит, ты не мужчина, а просто балабол. Мне очень жаль, что я ошиблась.
Короче говоря, супруги разругались в пух и прах. Не разговаривали неделю. Потом помирились, жизнь потекла спокойная. Может, потому что Владислав стал меньше общаться с матерью? Эмма очень надеялась, что всё наладилось.
А зря она надеялась. Это было затишье перед более серьёзными метаморфозами.
Надо сказать, что нагрузка у Влада в университете была весьма небольшая. А с нового учебного года он отказался от части прошлогодней нагрузки и работал на неполную ставку. Хотя мог бы взять полторы или даже две. От замен и других подработок тоже отказывался. Зато в середине дня он уже дома, сидит за компьютером или в телефоне.
- Влад, у нас нет денег. С завтрашнего дня и до твоей зарплаты (а это целых две недели) мне придётся урезать наш рацион, но при этом обязательно сохранить полноценное питание Али. Даже и не знаю, как я выкручусь. А мы с тобой остаёмся без сливочного масла, без мяса и без твоих любимых морепродуктов. Я уже не говорю о том, что фруктов нам с тобой тоже не видать. И конфет, - тяжело вздохнула Эмма.
- Ну, а что делать? – пожал плечами муж, не поднимая глаз на жену. – Так, значит, так…
Но на словах легко соглашаться, а на деле не очень. Через три дня Владу надоела постная еда, и он принялся упрекать Эмму в том, что она плохая хозяйка; не умеет экономить деньги; другая бы во всём себе отказала, а мужа накормила, тем более, если он один зарабатывает на всю семью; а самое главное – любящая женщина обязательно бы пошла работать, чтобы помочь мужу.
- Влад, твои претензии совершенно необоснованны. Но я не буду злиться, спорить с тобой и ругаться. Только напомню тебе, что, беря меня в жёны, ты обещал создать все условия для нашей счастливой семейной жизни, а я обещала быть тебе верной, хранить наш семейный очаг, воспитывать детей, создавать уют и спокойную атмосферу для всех членов нашей семьи. Я свою часть договора выполняю. Так выполняй и ты свою.
Здесь следует сделать отступление и рассказать, что Марина Викторовна придумала беспроигрышный (с её точки зрения) план по перевоспитанию невестки. Конечно, можно было бы посоветовать своему золотцу, сыночку Владюшке развестись с этой «царевной». Но… очень уж обеспеченная она, «царевна» эта. И квартира у неё, и деньги. И у родителей, наверное, приличный капитал есть. А она одна в семье. Да, других обеспеченных полно, но не факт, что Владюшке и второй раз повезёт. А вдруг нет?! Значит, надо эту перевоспитывать.
Вот она и выдала однажды сыну:
- Так, Владислав, слушай меня внимательно. Когда будут распределять нагрузку на следующий учебный год, ты попроси, чтобы тебе больше ставки не давали. А лучше всего – меньше ставки. Зарплата у тебя, естественно, значительно снизится, денег станет не хватать на семью, и Эмме ничего не останется, как отдать Алевтину в садик и пойти на работу. Женщины – они такие, слабонервные. Она не сможет спокойно смотреть, как её семья голодает.
- Но, мама, это как-то … неправильно. Так, наверное, нельзя… - слабо возразил Влад.
- Неправильно?! А сидеть дома здоровой тётке правильно?! Всю ответственность свалить на мужа – это тоже правильно?! – Марина Викторовна отчитывала сына, как провинившегося школьника. – Не нравится тебе мой план – иди, работай, загибайся!
- Ну, скажем честно, не очень-то я и загибался в прошлом году…
- Ты понимаешь, что это необходимо в воспитательных целях? Сейчас такой момент: кто кого. Если не ты жену приструнишь, то она тебя к ногтю прижмёт! И это уже будет навсегда! Так что я тебе говорю: не теряй времени.
- Не знаю… Подумаю.
- Подумай! И хорошо подумай! – вразумляла женщина своего неразумного сына. - И это ещё не всё. Это только первая часть моего плана. Вторая часть такая: если вдруг это не сработает и Эмма на работу не пойдёт (хотя какое ж надо иметь каменное сердце, чтобы при таких условиях не пойти работать?!!), то после нового года ты уволишься, а жене скажешь, что сократили. Вот здесь уже даю двести процентов гарантии, что она сдастся!
- Ну ты, мать, даёшь! – испуганно и при этом восхищённо протянул Владислав.
- А ты думал?!! – победоносно посмотрела на сына Марина Викторовна.
Владислав, значит, тщательно обдумал предложение и решил: «Мама плохого не посоветует!»
И вот первая часть плана в действии. Эмме было очень тяжело. Она уже делила эти деньги и так и эдак; продукты стала покупать на акциях и распродажах. Просила мужа взять часы в другом университете или заняться переводами. Он говорил, что надо потерпеть, скоро ситуация изменится… и ничего не предпринимал. А Эмму потихоньку подталкивал к тому, что это ей надо измениться. Молодая женщина не сдавалась. Влад от маминого плана не страдал. Он вскоре сообразил, что после работы можно захаживать к родителям и там вкусно есть. Так что страдала и терпела только Эмма.
И вот после нового года Владислав однажды пришёл с работы и сообщил:
- Меня сократили. Теперь нам вообще будет не за что жить.
У Эммы задрожали губы и из глаз брызнули слёзы. Она ничего не стала говорить мужу, потому что понимала: сейчас на эмоциях она наговорит много лишнего, они опять поругаются, а ситуацию ведь этим не исправишь. Женщина собрала Алевтину, и они пошли гулять. За два часа Эмма немного пришла в себя, успокоилась и кое-что тоже придумала.
Вечером, когда дочка уже спала, между супругами состоялся разговор.
- Влад, давай поговорим, как мы будем жить и что нам делать. Что ты решил?
- А что я мог решить? Меня огорошили, я ещё в себя не пришёл.
- Конечно, огорошили. Но надо же что-то делать? Искать другую работу, например.
- Вот тебе бы только по работам меня гонять! Отдохну немного и начну искать. Дай недельку дома посидеть!
- А когда ты успел притомиться, работая на 0,75 ставки?
- Ты вот вообще не работаешь!
- Дом, семья, ребёнок – вот моя работа. И я хорошо с ней справляюсь. А ты выбрал не то время, чтобы отдыхать. Я думаю, что тебе уже с сегодняшнего дня надо заняться поисками работы. И ещё. Мы прямо сейчас определим срок, в течение которого ты найдёшь новую работу. Сколько тебе надо времени?
- Думаю, где-то полгодика… - ответил Влад, прикидывая, не мало ли времени он запросил.
- Нет, дорогой. Полгода – это слишком много. Специалист твоего уровня, да ещё и с китайским языком может найти работу в течение трёх дней. А недели для этого – более чем достаточно.
- Эмма! Да ты вообще обалдела от безделья! Неделя? Я категорически не согласен!
- Я сделаю вид, что ничего не слышала про безделье. Значит, я даю тебе две недели на всё про всё. В противном случае на работу придётся выйти мне.
Услышав последнюю реплику жены, Владислав вознёс хвалы Богу за то, что у него такая умная мама. Мужчина просто ликовал: наконец-то он сломил сопротивление своей упрямой жены и подчинил её себе; теперь он будет из неё верёвки вить. Если один раз уступила, то дальше пойдёт легче.
«Со временем (не сразу, а через годик, может, начну настраивать жену на то, что надо квартирку сменить. Эта для троих маловата станет. Вот пусть её папа и купит для дочери с внучкой попросторней. Он их так любит, вряд ли откажет… Да и на машину нам мог бы раскошелиться. Главное, чтобы Эмма попросила. А там дальше посмотрим, какие у нас ещё возникнут нужды…» - мечтал Влад.
Само собой, что никакую работу Влад не искал. По утрам он уходил из дома, гулял в городе, потом шёл в дом родителей, там «отдыхал», ел, спал и к вечеру возвращался домой.
Деньги на нужды семьи в эти две недели Эмма брала из тех небольших сбережений, которые она умудрилась сделать за четыре года совместной жизни. Сумма там была небольшая, но и она выручила семью в трудное время.
- Ну что, Влад? – спросила Эмма, когда муж вернулся домой в последний день отведённого срока.
- Работу так и не нашёл, - грустно ответил муж. – Это просто невезение какое-то: куда ни пойду, везде отказ!
- Да-а-а… Невезение так невезение… - согласилась жена.
- Придётся тебе, милая, пойти поработать, как ты и обещала. Пока я не найду что-нибудь стоящее, - с видом глубокого сожаления произнёс Влад.
- В отличие от тебя я свои обещания выполняю. И, конечно, с понедельника выйду на работу, которую, кстати, я нашла ещё на прошлой неделе. Причём, с первого раза. Я почему-то так и думала, что ты работу не найдёшь.
- Это ж прекрасно, Эмочка! Я тоже скоро найду, обещаю тебе. И всё у нас будет замечательно. Аля в саду, мы оба будем работать. Заживём!!!
Влад подхватил Эмму на руки и закружил по комнате. Она высвободилась из его объятий и, не разделив его восторга, сказала:
- Алевтина в садик пойдёт только через год. А сейчас я договорилась со своей мамой: она будет заниматься Алей. А ты, мой милый, завтра же съезжаешь с моей квартиры.
- В смысле?.. Как это я съезжаю?! Куда?! – остолбенел Влад и его ликование сменилось недоумением.
- Куда хочешь.
- Но мы же семья!
- Нет, мы с завтрашнего дня не семья. Раз ты не в состоянии содержать и обеспечивать свою семью, которую ты создал по доброй воле, то на неё ты не имеешь никакого права, ты её не заслуживаешь. Я, твоя жена, женщина, которая тебе доверилась, вынуждена идти работать, так как ты оказался никчёмным мужем, легкомысленным маменькиным сынком. Когда ты повзрослеешь, оторвёшься от маминой юбки, научишься брать ответственность за близких людей и зарабатывать, приходи. Я, может быть, ещё буду свободна.
- Но Эмма!!!
- Передавай привет маме.
Спасибо, что вы со мной.🎀