Люди бывают разные. Есть "кошатники", а есть "собачники". Я всегда любила собак. Они жили у нас долго, до глубокой старости, до самого их конца. Кроме одной собаки, самой первой.
Когда мне было семь лет, родители прониклись тем, что их ребенок, то есть я, любит собак и решили подарить мне щенка. С выбором особо не заморачивались: объявлений о продаже тогда не было, приютов и питомников тоже, так что щенка решили купить на рынке. Но, поскольку оба родителя были заняты, это важное дело поручили бабушке. Инструкция была одна:"Выбери щенка-мальчика маленького размера. С большим псом ребенок не справится". Это было правдой. В свои семь лет девицей я была очень ответственной, но мелкой и худосочной.
Мы с бабушкой отправились на рынок. К нашему удивлению, щенок на рынке был всего один. Его хозяин, бомжеватого вида мужичок с бегающими глазками и запахом перегара, цепко держал в руках маленького рыжеватого песика.
Бабушка подошла к продавцу. Она была милейшей пожилой дамой. Никогда в жизни я не слышала от неё ни одного худого слова ни о ком. В её глазах все люди были полны всевозможных достоинств. А если кто-то поступил плохо, то она верила, что это- досадное недоразумение. Конечно же, человек хотел поступить хорошо! Просто что-то пошло не так. Человек сам расстроен своей оплошностью. Можно ли его винить? Нет! Можно только посочувствовать такой неприятности. Что она и делала.
Бомжеватый продавец никаких подозрений у неё не вызвал. Да и выбирать не приходилось.
-Ника, тебе нравится щенок?
-Нравится!
Еще бы! По сей день я люблю собак любых пород и размеров и собак беспородных ничуть не меньше.
-Скажите пожалуйста,- спросила бабушка,- эта собачка вырастет крупной?
-А какую бы вы хотели?-вопросом на вопрос ответил хозяин.
-Нам бы хотелось маленькую собачку, чтобы внучка могла с ней гулять, играть...
-Это очень маленькая собачка!- радостно поведал продавец.- Мамаша ейная чуть больше кошки, а папаша и того меньше. Так что вырастет он вот таким,-мужчина изобразил нечто высотой сантиметров в десять
-А это мальчик или девочка?
-А кого бы вы хотели?
-Мальчика.
-Вам повезло! - обрадовался продавец.-Это как раз-таки мальчик! Мужик будет! Но- маленький.
Бабушке и в голову не пришло усомниться. Разве может такой достойный джентльмен врать?
Собачка была куплена и мы вернулись домой.
-Мама, это маленькая порода?- спросили родители.
-Да. Продавец сказал, что песик будет размером с кошку.
-Странно. На болонку он не похож. Да и лапки у него крупненькие... Это мальчик?
-Да. Я спросила у продавца.
Мама взяла песика и повернула его пузом кверху. Поиски успехом не увенчались. Никаких признаков мужского достоинства не наблюдалось.
-Мама! Это же девочка!
Отсутствие достоинств меня не огорчило. Это такая мелочь! Подумаешь, будет не Том, а Томка.
-Ай-яй-яй! Мужчина ошибся...-расстроилась бабушка. Мама вздохнула.
Томка быстро росла и набирала вес. Через месяц она посматривала на соседских кошек сверху вниз и останавливаться на достигнутом не собиралась. В полгода легко могла умять большую миску еды, сожрать на десерт парочку туфель, закусить ножкой стула и не наесться.
Я уже писАла, что девица я была субтильная, так что прогулки проходили по одному сценарию: Томка летела куда-то, сломя голову, я большими прыжками неслась за ней, намертво вцепившись в поводок.
Время от времени Томка останавливалась, и начинала с интересом изучать какой-нибудь столб или дерево. Это давало возможность отдышаться. Особенно нравилось Томке гоняться за машинами. Что она собиралась сделать, если их догонит, так и осталось загадкой. Машины всегда оказывались быстрее.
На нашей улице был сплошь частный сектор. Люди знали друг друга хорошо. Например, соседского мальчишку Ваську. Нрава он был вредного, вечно старался напакостить окружающим, так что Васей его звала только мать. Васька не любил ни собак, ни кошек. Да и людей не жаловал. Открыто пакостил он только тем, кто был слабее. Тем, кто сильнее, тоже пакостил, только исподтишка. Томка показалась ему легкой добычей. Что может сделать щенок? Васька бросал в неё палки и куски кирпича, строил рожи и орал всякие обидные слова. Несколько хороших затрещин от меня Васькин пыл не остудили: он очень быстро бегал. При таком характере- полезнейший навык! Я начала уводить Томку подальше от дома. Пару месяцев нам удавалось избегать встреч с Васькой. За это время собака достигла внушительных размеров ( чуть больше кошки? Ха-ха-ха!) и приобрела хорошие охранные качества.
В общем, родители планировали нечто такое:
Но все пошло не так.
Помимо всего у Томки оказалась отличная память и Василия она не забыла. После очередного броска кирпичом Томка рванула поводок и понеслась на обидчика. Мальчишка бегал быстро, но Томка оказалась быстрее. На счастье Васьки, рядом оказалось дерево и все ограничилось порванными брюками.
Вечером к нам домой пришла соседка. Она потрясала порванными брюками и сказала короткую, но пламенную речь:
-Вы что это, ироды, удумали? Дитё невинное собакой травить? Да какая это собака? Это чудище, а не собака! Новые брюки зубищами своими порвала! Ну, я этого так не оставлю! Я уже заявление в милицию отнесла.
-Так ваш Васька сам в собаку кирпичами кидался...
-Ну и что с того?То- собака, а то- человек! Как грится- человек-венец творенья!
Я представила Ваську в виде венца творения и прыснула.
-Вот-вот! Ей ещё и смешно! Разбирайтесь теперь с милицией.
Участковый не заставил себя ждать. Он появился во дворе на следующий день. Я гуляла с Томкой. Та соседей знала и к ним благоволила, но чужак во дворе вызвал у неё какие-то подозрения, она вспомнила, что свою территорию надо охранять и рванула к участковому: надо же разобраться: кто и зачем пожаловал и крепкие ли у него нервы? Участковый, наслушавшись страшилок от Васькиной матери решил не рисковать. Рядом было все то же дерево...
На сей раз пострадало только самолюбие, но и этого было достаточно. После беседы с участковым родители отвезли Томку в деревню к знакомым. Там она могла сколько угодно охранять хозяйское добро, занимавшее около гектара земли.
Однажды мы приехали навестить её. Томка бегала по улице со стаей таких же, как она, собак , только помельче, а в будке во дворе её ждало штук пять похожих на неё щенков. Хозяева рассказали, что щенков собираются разобрать соседи, впечатленные статями Томки. Никто и ничем в собак не бросал, хотя бы потому, что никаких поводков и намордников на собаках не имелось. Но и собаки встречали чужаков насторожено, но не агрессивно. Томка сразу нас узнала, приняла угощение, позволила посмотреть и погладить щенков. Мне было жаль оставлять её там, но я помнила обещание участкового пристрелить собаку, если она ещё раз на кого-нибудь кинется. Зная вредный характер Васьки,
этого вполне можно было ожидать. Так что Томка осталась у новых хозяев. Наверно, там ей было лучше. Во всяком случае, безопаснее.