Вы знали, что лень и прокрастинация – это не одно и то же? Лентяй в принципе не собирается ничего делать в то время как прокрастинатор намеренно затягивает с выполнением необходимых дел, нагружая себя второстепенными.
Большинство людей так или иначе сталкивались с откладыванием на потом. Если не лично, то со стороны точно наблюдали это явление. Да и, согласитесь, «Я прокрастинирую» звучит куда загадочнее, чем банальное и нелицеприятное «Я ленюсь». Но если периодически лениться – это нормально (кто из нас не слышал знаменитое выражение «Лень – двигатель прогресса»), то постоянная прокрастинация не лучшим образом влияет на качество жизни. Тревога от несделанных задач, беспомощность, усталость и еще множество негативных последствий такой безобидной, на первый взгляд, привычки.
С трудом преодолев желание отложить на попозже, мы опросили коллег и выяснили, что их спасает от этого, прямо скажем, неприятного явления. Ведь все мы, в конце концов, стремимся к личной эффективности.
Способов справиться с прокрастинацией несколько.
Просто начать делать
Иногда наступление прокрастинации сигнализирует о том, что вы столкнулись с нежеланной задачей. В такие моменты попробуйте разбить ее на этапы и просто последовательно выполняйте каждый из них. Так, к примеру, и поступает Максим Петрунин, руководитель проекта в департаменте координации и развития бизнеса отделе спецпроектов.
«Желание отложить дело на потом у меня не возникает. Но бывает, что я это делаю целенаправленно, когда нахожусь в командировке или, например, эта задача должна «созреть» для выполнения. А справиться очень легко и просто: записать, потом вспомнить, посмотреть в календарь, сделать пометку, принять решение о выполнении))) Для меня самая главная мотивация быть полезным, не подводить коллег, следовать миссии компании».
Но что делать, если этот вариант не работает?
Перестать бороться
Иногда это, действительно, то, чего следует придерживаться. Периоды активности сменяются спадом энергии, и это нормально! Не нужно стремиться быть сверхчеловеком и стопроцентно выкладываться 24/7.
Тем не менее, способ работающий, что подтверждает Андрей Самоша, начальник управления страхования.
«Я прокрастинирую каждый раз, когда надо идти в спортзал, перед уроком английского и !! перед началом нового процесса (так и тянет отложить..)
В первую очередь, не надо бороться)). Я обычно включаю автопилот, отключаю эмоции. А там если начал, то и далее пойдет. Ну и когда появляется привычка, то организм сам просит продолжения. А мотивирует меня результат и созерцание оного».
Не помогло? Попробуйте…
…Укрепить самодисциплину и внедрить поощрения
Как показывает практика, некоторые задания гораздо легче и эффективнее решить, если раз и навсегда договориться с собой справляться с дедлайнами. Ну или пообещать себе за своевременное выполнение небольшой подарок. Тогда точно все получится. Также рассуждает и Людмила Ферябкова, заместитель начальника управления методологии и международной отчетности.
«Прокрастинация довольно частый гость в моей жизни, уж не знаю с чем это связано, но откладывать все на последний момент это мой конек!) Причем это касается абсолютно всех сфер моей жизни. Частенько люблю отложить на потом то дело, к которому даже не знаю с какой стороны подступиться, с которым ранее не имела опыта (хотя надо бы наоборот). Видимо, есть страх, что не справлюсь. Не люблю дедлайны, просто у меня на них аллергия (думаю, многие со мной согласятся), и тут у меня все работает от обратного, жду самого последнего момента и потом включаю турборежим. Что касается собственного здоровья – тут я боженька прокрастинации, так как до самого последнего буду думать и надеяться, что «Даа, само пройдет!», «Сопли лечить некогда, есть дела поважнее!» или «Ну нет там перелома, это просто сильный ушиб!»
А с ней разве можно справиться?? Шучу, конечно, можно и нужно!) Ну тут на пьедестал вступает наша любимая самодисциплина. Просто начинаю вспоминать, как в прошлый раз пришлось работать по ночам, и я себе говорила – большееее, ну вот никогдааа, так откладывать не буду!!)) Иногда прошлый опыт помогает. Иногда прошу коллег/друзей пинать меня, подгонять, или часть работы делать вместе. Еще помогает придумывать себе поощрения: вот если сделаю это сегодня, то награжу себя походом в кино или пироженкой. Еще придумываю конечный результат проделанной работы, радостно представляю, что как будто уже все сделано и начинает хотеться сделать поскорее.
Ну и меня очень бодрит и постегивает работа в команде, а не в одиночку. Вместе веселее, как говорится) Также помогает, когда я знаю конечную цель, ради которой я что-то делаю. Приятно потом видеть результат и знать, что твоя рука к этому приложена.
Еще работу делать приятнее, когда знаешь, что где-то можешь сымпровизировать и внести какую-то свою творческую нотку. Ну и конечно очень может замотивировать какой-то бонус, который получишь по окончании какого-то кейса/проекта».
Расставить приоритеты
Самое главное – проанализировать список задач и выделить из них самые срочные и важные. Потом выделяйте наиболее трудоемкие и требующие много времени на выполнение. Да, снова потребуется время, но оно того стоит! После того, как определитесь с полученным списком приступать будет гораздо легче. Именно такого метода придерживается Татьяна Ивашкина, начальник управления розничных продаж.
«Прокрастинация со мной случается редко – только в период сильной загруженности. Чтобы ее преодолеть, я, в первую очередь, расставляю приоритеты, далее определяю, что с задачей не так, почему мне хочется отложить ее на потом. Ну и в зависимости от проблемы решаю ее. Либо разбиваю задачу на составные части и в зависимости от сложности делегирую, либо договариваюсь с собой и устанавливаю крайний срок решения, либо устраняю отвлекающие факторы.
А мотивирует меня стабильность, надежность и уверенность в завтрашнем дне; отличный и сплоченный коллектив; бренд компании –это невероятные эмоции, когда ты получаешь благодарные отклики клиентов и понимаешь, что внесла свой вклад в развитие АПК. А еще саморазвитие на работе, приобретение опыта, новых знаний и навыков».
Можно пойти от обратного и…
...Сократить количество задач
Работает это так: чем больше вы сопротивляетесь, тем больше аргументов мозг находит в пользу нецелесообразности выполнения задачи. Так и получается, что их количество сокращается до условного необходимого минимума. На самом деле, бесполезных задач хватает, и только такой метод помогает отделить зерна от плевел. С нами согласна Юлия Пушенко, начальник отдела аккредитации и сопровождения поставщиков.
«Со мной прокрастинация случается, когда в задачах, по моим ощущениям, низкий уровень пользы. Или вообще непонятна цель выполнения, особенно если обозначены очень ограниченные сроки, в которые сложно досконально понять положительную результативность выполнения. С точки зрения частоты, думаю, что прокрастинация происходит редко, так как в каждой задаче пытаюсь самостоятельно найти положительные аспекты, чтобы было больше мотивации для выполнения.
Справляюсь так. Максимально подробно уточняю детали задачи, насколько это возможно, чтобы осознать пользу от выполнения или пытаюсь аргументировать ее нецелесообразность».
А мотивирует Юлию успешное решение новых неординарных задач с высокой результативностью, от которых заметен результат во всем отделе. Благоприятная атмосфера в коллективе с взаимопомощью и отдачей от коллег. «В целом, думаю, что важно разделять личную жизнь и работу, чтобы после работы переключаться и отдыхать, получать новые впечатления от интересных мероприятий, путешествий, встреч с харизматичными и очаровательными людьми, прочитанных книг, желанных покупок. Ведь если получаешь удовлетворение в личной жизни, тогда и на работе все ладится, так как полученный заряд энергии мотивирует на достижение новых результатов и на работе».
Делегировать задачи
Здесь все просто. Если правильно распределять свои задачи и обращаться за помощью к коллегам, жить станет легче, а продуктивность повысится. Именно так и поступает Марина Гальцова, инженер-программист в департаменте информационных технологий. Но делает это крайне редко, потому что и прокрастинации в ее жизни немного, ведь главным мотивирующим фактором для Марины является собственная ответственность, которую она старается проявлять в работе.
«Если говорить про работу, то прокрастинирую я нечасто, в нашем деле такой возможности почти и нет – пользователи не дадут, ведь большая часть обращений срочная. Но даже если такие случаи и бывают, то прошу помощи коллег. Или стараюсь распределить задачи, которые не могу или не успеваю сделать сама (поэтому и откладываю их).
Подружиться с прокрастинацией
На самом деле, здесь под «дружбой» подразумевается более широкое правило. Можно долго и упорно искать пути решения, воспитывать себя и находить все более изощренные методы борьбы с прокрастинацией. А можно просто задуматься, а почему, собственно, она возникла? И, скорее всего, ответ будет до невозможности банален, но от того не менее благоразумен: вы занимаетесь нелюбимым делом. Что делать в таком случае? Правильно: заниматься любимым делом! Об этом нам рассказал Руслан Сапаров, руководитель направления в департаменте корпоративного бизнеса, для которого мотивация – неэффективный инструмент достижения целей, особенно долгосрочных.
«Есть вещи, которые либо хочется делать, либо не хочется. Находить мотивацию в первом случае не нужно, ты и так это сделаешь. Если тебе не хочется что-то делать – значит этого делать и не нужно, и не нужно для этого искать мотивацию.
В основном, с прокрастинацией я сталкивался во время учебы в школе, потом в универе. Потому что то, что мне было не интересно и не хотелось делать – все равно нужно было сделать. Для этого были конкретные причины. В эти моменты с прокрастинацией я никак не справлялся, а просто делал все в последний момент, на адреналине от мысли, что если этого не сделать сейчас, то будет очень плохо потом.
В работе почти никогда не сталкивался с прокрастинацией. Работа никогда для меня не была тем, для чего приходилось бы искать мотивацию. Здесь все просто. Мне хочется работать, если мне нравится работать, и мне не хочется работать, если мне это не нравится. Как ранее сказано: зачем нам делать то, что нам не нравится, или то, чего мы не хотим делать? Мне кажется, эффективно работать нам позволяет не мотивация, а цели, желание, самодисциплина и ответственность.
Еще я думаю, что если человек часто сталкивается с прокрастинацией, и для того, чтобы что-то делать, ему необходима мотивация – скорее всего, он просто делает то, что ему не нужно и чего он не хочет. А возможно, стоит сходить к психологу и попробовать решить эту проблему».
«Съедать лягушку с утра»
Если задач слишком много, начинай с самой энергозатратной и малоприятной. После того, как ты с ней расправишься, разобраться с остальными будет намного легче. По крайне мере, у Виктории Данькиной, нашего пресс-секретаря, происходит именно так. Хотя, она и является счастливчиком, которым и вовсе незнакомо такое явление как «прокрастинация», рекомендация дельная!
«Прокрастинация? Не замечала за собой) я фанат тайм-менеджмента и стараюсь следовать плану, который себе составляю на день/неделю...если что-то идет не по плану, меня это расстраивает. Кстати, фрустрация – отличная тема для следующей публикации)
Мое любимое правило – «съедать лягушку с утра». Самую сложную или неприятную задачу я выполняю первой. Поэтому, если я звоню или пишу вам утром, то вы и есть моя та самая «лягушка дня». Шучу, конечно».
Не удивительно, что при таком мудром подходе, Викторию мотивируют новые задачи и результат от выполненной работы.
От себя добавим: уделяйте внимание мелким заданиям.
В идеале лучше выполнять их сразу, а не откладывать на потом. Так они не будут копиться и, соответственно, не обрушатся как снежный ком в самый неподходящий момент. Придерживайтесь принципа: сделал и забыл. Тогда точно останутся силы и время на более важные занятия.
Признайтесь, как часто вы прокрастинируете? А как справляетесь с прокрастинацией?