Это место когда-то давно являлось частью комплекса объекта 825 ГТС. Объект 825 ГТС — бывшее укрытие для подводных лодок 613-го и 633 проектов, а также для хранения боеприпасов для этих подлодок. В музей переоборудовали основную часть комплекса, где как раз-таки размещались подлодки. Туристов очень много, в летний сезон у входа в портал объекта толпятся туристы, которым предлагаются различные экскурсионные программы для посещения этого места.
В общем, сначала мы хотели попасть в музей. Но увидев очередь на пару часов, решили перенести визит в этот музей. Никому из нашей компании не хотелось фоткать объект, в котором будет очень большое количество людей.
Написали местным ребятам, что поход в музей мы перенесли и поинтересовались у них, что еще интересного можно посмотреть в окрестностях Балаклавы.
Ребята посоветовали нам прогуляться вдоль побережья, сказали, что там есть несколько военных бункеров, которые тоже относились к объекту 825 ГТС. До "музейного" вида эти объекты не довели, они до сих пор стоят заброшенными. Вот только насчет свободного доступа внутрь — нам ничего не сказали.
Мы быстро нашли вход в один из заброшенных бункеров. Но вот незадача: он оказался наглухо заварен металлическими прутьями арматуры и попасть внутрь через основной вход у нас не получилось. Соседний портал — тоже заварен. Это нормальное явление для "заброшки" при музее. Делают это для того, чтобы туристы самовольно не смогли попасть в "небезопасное" место. И это, на самом деле, правильно. Но тот, кому действительно хочется посмотреть своими глазами место, куда не водят экскурсии — обязательно это сделает.
Разворачиваться и уходить сложа руки мы не стали. Начали ходить вокруг наземной части сооружения и искать лазейки. Обошли объект вокруг и обнаружили еще один "портал", который оказался не заблокирован.
Заходим и понимаем, что раньше это место было доступно любому желающему. Это стало ясно по наличию тегов и граффити.
Идем по по потерне и упираемся в большую герметическую дверь, которая была приоткрыта.
Но дверь была настолько тяжелая, что ее не получилось сдвинуть с места, от слова совсем. Весит такая дверь 2-3 тонны, при этом она достаточно сильно просела и уперлась в бетон нижней частью. А за дверью — вход в объект. В его основные помещения, которые могут быть интересными.
Подземные военные объекты никогда не повторяются. Все они разного назначения, разного типа конструкции. Поэтому мы были просто обязаны попасть внутрь. Но как?
На фотографии ниже та самая гермодверь. Между верхней частью двери и потолком было небольшое пространство, позволяющее обойти препятствие. Этим мы и воспользовались. Подсадили друг друга и поочередно переползли к входу.
Мы внутри объекта. Не радовал тот факт, что металл отсутствовал. Как видно на фото, герметические лючки уже срезаны.
А вот та самая гермодверь с противоположного ракурса, через которую перелазили.
Объект оказался пустым, но огромным.
Это не командный пункт и не узел связи. Конструкция у него была непривычная и новая для нас.
Помещения с металлоизоляцией изначально ввели в заблуждение.
А еще, в процессе исследования бункера мы удивились наличию в нем железной дороги.
Выяснилось, что это подземное хранилище ГСМ. По железной дороге транспортировали тяжелые грузы с топливом через основной вход. Топливо хранилось как раз для подлодок. Сколько его здесь было — остается только гадать. Если судить по площади объекта и времени, сколько мы по нему ходили — наверное, тысячи тонн.
На фото ярко выраженные следы попыток распилить на металлолом многотонную гермодверь. Но работа не доделана до конца по неизвестным причинам. Черметчики, скорее всего, разочаровались тем, что внутри вместо желаемого металла оказался бетон.
Осмотр объекта завершаем в помещении бывшего вещевого склада. От склада остались только металлические ворота с обозначениями.
В целом, масштабы объекта Вы можете прикинуть по фото. Место интересное и достойно разового посещения.
Спасибо за внимание!
Все наши материалы из старых бункеров времен СССР Вы можете посмотреть в подборке: