Прежде чем рассказать о главной героине, которой на момент событий исполнилось всего 22 года, нам придётся коротко коснуться предистории конфликта.
В Руанде проживало два племени хуту и тутси. Тутси были ростом высоки и занимались скотоводством. Более приземистые люди хуту - жили земледелием. Вообще же оба племени: и хуту и тутси относятся к большой этнической группе банту
В 1935 году Руанда являлась бельгийской колонией. Бельгийцы же и снабдили коренных жителей паспортами, где в графе принадлежность к племени обозначалось: кто ты - хуту либо тутси.
И с той поры человек уже не мог ничего изменить, если он рождался в семье хуту - он был хуту. Если в семье тутси- соответственно, тутси.
И кто бы мог предсказать тогда, что спустя столетие эта формальность обернётся для жителей страны катастрофой.
К началу 20 века население Руанды представляло собой кланово-племенные системы. Бельгийцы использовали сей факт в политических целях, опираясь на тутси. Опять же давняя уловка - разделяй и властвуй себя оправдывала. На ключевые должности назначались тутси, что, естественно, вызывало обиду и недовольство у хуту. При чём не на колонизаторов, а на тутси!
Масла в огонь вражды подлила и несправедливая с точки зрения хуту земельная реформа, в ходе которой общинные земли хуту были приватизированы с минимальной компенсационной выплатой.
Коллективная обида - штука весьма опасная, как показывает вся человеческая история. Старые хуту, собираясь вечерами у костров вспоминали и тщательно обсказывали все грехи тутси.
- Если бы не они - эти тутси, мы бы уже жили не так.
- А как - не так?
- Совсем по-другому, ясное дело! Всему виной тутси. Их жадность! Их подлость!
Молодёжь всё это впитывала и запоминала. И так не один и не два, а целых три десятка лет! 30 лет копилась эта злоба, чтобы однажды прорваться, как гнойник.
Бельгийцы давно покинули Руанду, предоставив стране суверенитет, а обида, разделившая два братских народа осталась.
С этого момента и начинается история нашей героини.
Звенит звонок. Учитель входит в класс. Его приветствуют ученики. Однако, встаёт лишь половина класса - это ученики хуту.
- Садитесь, - кивает учитель.
Как только подростки усаживаются на свои места, тут же встаёт вторая группа учащихся - те, кто до этого сидел. Это ученики-тутси.
- Хорошо, - преподаватель делает знак - можно садится. Сам он из хуту и, будь на то его воля, давно бы организовал отдельное обучение. Тутси и хуту должны учиться отдельно! Вся эта евротолерантность до добра не доведёт. Каждый должен занимать подобающее место. Так скроено добротное традиционное общество. Так устроен мир в конце концов. Лиса никогда не станет гиеной, хоть оба зверя - хищники.
Учитель замечает худенькую, нескладную девчушку. Она продолжает стоять.
- Илибагиза! Опять?
Упрямица молчит. Уже не первый раз она нарушает правила. Встаёт вместе с хуту. Но не садится на место, как положено. А продолжает стоять вместе с тутси. Нет, это уже ни в какие рамки!
- Илибагиза, кто ты? Хуту или Тутси?
Молчит.
- Как тебе не стыдно! Каждый человек знает своё племя! А ты..
Молчит. Учитель теряет терпение.
- Ты нарушаешь порядок, уже не первый раз! Пусть твой отец придёт в школу. Я поговорю с ним о твоём поведении!
После уроков девочка долго плачет за углом школы, спрятавшись в зарослях акаций. У неё много друзей, среди которых есть и хуту и тутси. Внешне никаких отличий! Люди, как люди. У всех руки и ноги, слегка вьющиеся волосы, красивая тёмная кожа, широкие носы и полные губы. Все говорят на одном языке, справляют одни и те же праздники, верят в одного и того же Бога. Впрочем, есть и такие кто не верит ни в какого Бога. Например, Учитель - один из таких. Он верит в науку. И считает, что человеку важно знать кто он - хуту или тутси. То же самое говорят и по радио.
А ещё по радио говорят, что тутси очень плохие люди. В прошлом они постоянно обижали хуту! И если бы не тутси - европейские прихвастни, Руанда давно бы процветала. Девочка по имени Илибагиза происходила из семьи Тутси. Выходит из-за таких, как она и её родственники страдает государство!
С 50-тых годов в Руанде шла вялотекущая гражданская война между хуту и тутси. В итоге верх одержала партия хуту. Из хуту же и было сформировано правительство.
Что бывает, когда одна партия приходит к власти? История давно показала. Всё вполне закономерно.
Партия «Власть хуту» контролировала СМИ. Из каждого приёмника народу красочно объясняли, что тутси - враги и предатели! Официальная пропаганда накачивала людей ненавистью. Поскольку - это был голос правительства, люди верили! Мало, кто сомневался. Ведь сомнения сами по себе предполагают большую моральную работу. Таким образом СМИ сыграли огромную роль в разжигании геноцида.
Радио слушали все. Постепенно, пропагандисты выдвигали всё более радикальные лозунги. Ненависть - оборотная сторона агрессии, доставшейся человеку в наследство от Природы. В природных условиях агрессия бывает полезна, ибо помогает выжить. Но в условиях Цивилизации - она ведёт к краху!
Геноцид не возникает на пустом месте. Ему предшествует дискриминация. Деление общества на правильных и «неправильных»
Молодёжь тутси отказывались принимать в колледжи и ВУЗы, но делалось всё по-хитрому.
- Мест не хватает, - предупредили Илибагизу в приёмной комиссии, - Поэтому лишь один из десяти тутси поступает в колледж.
Но ей повезло! Она вообще была везучая по жизни. В колледж её приняли и она даже почти закончила его. Почти успела! В июне должны были бы состояться выпускные экзамены. Но в апреле, как раз накануне Пасхи, всё и случилось.
Кажется всё плохое начинается внезапно, но это только кажется. Всё можно было бы остановить - достаточно было заглушить радио с красивым названием «Свободные холмы», где изо дня в день звучали грязные шуточки и чёрный юмор по отношению к тутси.
«Прежде чем взяться за физическое истребление, нас как-бы убивали морально. Издевались и расчеловечевали. Чтобы убрать сочувствие со стороны населения» - вспоминает Илибагиза.
И вроде бы американцы собирались поступить именно так - заглушить «Свободные холмы», по крайней мере, Ромео Даллер извёл тонны бумаги, рассылая письма во все инстанции.
Ромео Даллер - генерал и писатель, командовал в ту пору миротворческим контингентом ООН и стал невольным свидетелем руандийского холокоста. Позже он напишет нашумевшую книгу "Пожми руку дьяволу". Его воспоминания будут экранизированы в 2007 году.
Но! Не среагировали. Не успели… А может не стремились успеть? Руанда - страна небогатая. Но люди? Эх, люди…
Спасибо за внимание!
Впервые этот материал был опубликован на платформе Паблико канал Этносы и Человек.