Начало цикла ОХОТА НА СЕКРЕТЫ здесь.
Еще один секретный агент - Роман Вацлович Малиновский.
Бывший уголовник, судимый за кражу со взломом, после революции 1905 года, он вдруг увлекается политикой. Устраивается на завод и становится руководителем петербургского Союза рабочих металлистов.
А с 1910 года уже числится платным осведомителем охранки.
Его деятельностью руководил сам директор Департамента Полиции Белецкий.
Действуя по разработанному плану, Малиновский в 1912 году отправляется в Прагу на конференцию РСДРП.
Проезд и проживание ему оплатила полиция.
Там производит такое благоприятное впечатление на Ленина, что избирается членом большевистского ЦК.
Малиновского двигают кандидатом на выборах в Государственную Думу.
Причем победить депутату активно помогает полиция.
Он недальновидно ссорится со своим мастером на заводе.
Возникает угроза увольнения. А не работающий человек не может стать депутатом Государственной думы.
Замаячил срыв так блестяще начатой операции.
Полиция, не мудрствуя лукаво, решает нейтрализовать злопамятного мастера. Упаси боже, на него не падает болванка в цеху и не встречаются по дороге домой пьяные хулиганы.
Мастера арестовывают по подвернувшемуся поводу и держат в кутузке четыре месяца.
Ура!!! Малиновский без проблем избирается в Государственную Думу.
Перед этим уничтожаются все записи о судимостях и выдается новый паспорт.
Малиновский стал депутатом и руководителем фракции большевиков в Думе, где произносил речи, которые писал Ленин, а редактировал шеф полиции Белецкий.
Когда пошли слухи о предательстве Малиновского, Ленин долго отказывался верить в это.
Малиновский сделав вид, что оскорблен обвинениями, снял с себя депутатские полномочия и в мае 1914 года уехал за границу.
Когда началась первая мировая война, вернулся, вступил в армию и отправился на фронт. Был ранен, попал в плен.
Владимир Ильич Ленин неоднократно писал ему в лагерь для военнопленных теплые письма.
Точку поставила публикация секретных документов охранного отделения после революции.
Ленина это не смутило. Он заявил, что своей работой в Думе провокатор принес больше пользы партии, чем полиции.
Тем не менее, революционный трибунал приговорил в 1918 Малиновского к расстрелу. Но в 1921 году Малиновский был посмертно реабилитирован. Почему и в связи с чем до сих пор не ясно. В архивах сохранилась лишь резолютивная часть оправдательного приговора.
Тем не менее, документально подтверждено, что ряд арестов полицией таких видных большевиков, как Свердлов, Сталин, Орджоникидзе были произведены на основании информации Малиновского.
А где же готовили будущих сотрудников спецслужб?
Учебных заведений как таковых не было. Были обычные жандармские курсы.
По линии разведки вообще никаких курсов не было.
Но отбор в Корпус жандармов был очень серьезный.
В открытом доступе в интернете есть интересный документ.
Текучка в Жандармском корпусе была минимальная и поэтому вакансии открывались не часто.
Например в 1871 подано 332 прошения о переводе подали от армейских офицеров. Из них был отобран 21 человек, а к занятиям допустили всего 6.
С годами ситуация с количественными показателями заполнения вакансий не очень изменилась.
Обязательное требование к кандидатам на офицерские должности - армейские офицеры, пусть даже находящиеся в отставке или в запасе.
Стаж службы не менее 3 лет. В 1913 году этот ценз был увеличен до 5 лет. Чином не старше штабс-капитана или штабс-ротмистра. Негласно, младшим офицерам обычно отказывали. Возраст - 24-33 лет (установлено в 1913 году).
Не допускались к рассмотрению имевшие долги или находившиеся под следствием, польского происхождения или женатые на католичках, а также евреи, хоть и крещенные.
Лица, которые подали рапорт, что они хотят служить в жандармерии, должны были пройти специальный отбор - написать работу по истории.
Тогда их зачисляли на курсы. Изучалась юриспруденция. История революционного движения. Изучался Манифест коммунистической партии.
Убивать голыми руками не учили. Или учили факультативно))).
2. Хотя эти требования на практике часто обходились. Например, выкрестом был «железный» Соколов - смотритель Шлиссельбурской политической тюрьмы.
Среди жандармов в западных округах России было не мало лютеран.
В социальной плане большинство жандармских офицеров были выходцами из безземельных православных дворян.
Предположим, кандидат прошел все испытания и зачислен в резерв. При открытии через год-три вакансии, он проходит испытательный срок в должности в одном из подразделении Корпуса.
И лишь потом принимается решение, достоин ли он пополнить ряды жандармов.
Но есть серьезные нюансы.
1. Строгость отбора варьировалась в зависимости от остроты общественно-политической ситуации в стране. Так, по воспоминаниям современников, в годы революции, когда желающих переводиться в корпус заметно поубавилось, Лучшие специалисты, как всегда, ушли на фронт Первой мировой войны.
«стали принимать кого попало, чуть ли не с улицы: безо всяких испытаний, без курсов, не собирая сведений о качестве офицеров, - лишь бы пополнить недостающий комплект».
Однако подобный подход был всецело вынужденным, и в мирное время отбор осуществлялся довольно строго, и для многих офицеров перевод в корпус без протекции оказывался невозможен. Да и попыток дачи взяток за поступление зафиксировано несколько десятков.
2. Начало 20 века принесло и новые подходы к комплектованию и организации работы.
В штате охранных подразделений стали появляться вольноопределяющиеся, не прошедшие армейской службы.
Секретных агентов из гражданских, проявивших смекалку. рвение в службе, достигшие отличных результатов в расследовании преступлений против Империи, стали назначаться на должности подразделений политического сыска.
Многие слышали о руководителе Московского охранного отделения, затем ставшим главой Особого отдела Департамента полиции Зубатове Сергее Васильевиче. Начав работать секретным агентов в народовольческих подпольных организациях, был разоблачен и с 1889 года перешел на должность чиновника по особым поручениям Московского охранного отделения. Вот Вам пожалуйста. В армии не служил. Трудовой путь начинал телеграфистом на Московской центральной станции.
Интересы службы требовали менять подходы в комплектовании, заложенные Бенкендорфом, который сам был военным до мозга костей и такими видел своих подчиненных, действовавшим четко, согласно инструкциям.
В 1906 году в систему политического сыска активно привлекаются люди из системы прокурорского надзора. Цель - полностью перевести деятельность политической полиции в правовое поле. Меняются и методы работы с населением, которое пытаются вывести из-под влияния радикалов.
Итог: политические партии разгромлены. Лидеры отправлены за решетку или скрылись за границей.
И начался буквальный развал охранных подразделений.
Министр внутренних дел Н.А. Маклаков передал дело борьбы с революцией в руки своего помощника В.Ф. Джунковского, который
«в угоду общественности боролся больше с Корпусом жандармов, чем с надвигавшейся революцией».
Девятый вал революции смел всех жандармов и провокаторов, агентов и разведчиков.
В 1917 году все спецслужбы российской Империи формально прекратили свое существование, чтобы почти сразу же возродится снова с другими названиями, другими именами, другими принципами. Но теми же задачами, продиктованными всей историей защиты государственной безопасности страны.