За последние десять лет в сфере строительства жилой недвижимости произошли значительные изменения. Особое внимание было уделено площади. Средняя площадь квартир всех классов за последние десять лет сократилась на 25%. В 2012 году средняя площадь квартиры составляла 61,8 кв. м, а в настоящее время этот показатель уменьшился до 49,5 кв. м.
Иными словами, за прошедшее десятилетие квартиры в новостройках в среднем уменьшились на одну комнату или со стандартной «двушки» превратились в «однушку».
Доля традиционных форматов квартир также уменьшается год от года: в комфорт-классе она составляет 20%, в бизнес-классе – 15%, а в премиум-классе менее 2%. В настоящее время большая доля квартир соответствует евростандарту (65% квартир).
Еще одной тенденцией является увеличение доли квартир с различными видами отделки. Это особенно заметно в массовом сегменте. Согласно экспертам, на сегодняшний день в массовом сегменте продается 77% квартир с разными видами отделки.
Одним из новых трендов является растущая популярность квартир с мастер-спальней, где есть отдельный санузел и гардероб. Пока такие варианты преимущественно представлены в премиальном сегменте, однако в бизнес-классе также появляются проекты с мастер-спальнями.
Важным фактором является полезная площадь. Застройщики отказываются от больших коридоров и планируют функциональные ниши или отдельные гардеробные. Недвижимость становится более функциональной и компактной.
В условиях снижения спроса и увеличивающейся конкуренции за покупателя, девелоперы стараются привлечь клиентов, добавляя в свои проекты дополнительные преимущества. Например, меблировка, оборудование кухонь, отделка и технология "умный дом".
Однако, из-за ограниченности в средствах, покупатели массового сегмента чаще выбирают студии и "однушки" с готовой отделкой. В то же время, в бизнес- и премиум-классе наиболее популярны двух- и трехкомнатные видовые квартиры.
В ближайшей перспективе в массовом сегменте квартирография не изменится значительно. Тенденция к уменьшению площади квартир, скорее всего, сохранится. Новостройки продолжат оставаться на 70% семейным продуктом, и основная аудитория не будет приобретать студии площадью менее 30 квадратных метров.