Найти тему

Гаджеты делают современных детей менее подвижными: ученые бьют тревогу. Или не гаджеты?

Оглавление

Часто слышим жалобы на современных детей — мол, они стали менее активными и не интересуются играми на улице, не бегают и не играют. Чаще всего упреки сводятся к привычным обвинениям в адрес гаджетов, компьютеров и социальных сетей. Однако ситуация далеко не так проста, считают психологи.

«Ленивое» поколение

В социальных сетях нередко можно встретить посты, в которых жалуются на то, какие «ленивые» стали современные дети: их обвиняют в отсутствии активности на улице, отсутствии игр с друзьями и в недостатке интереса к чему-либо, кроме гаджетов, онлайн-игр и мемов.

-2

Справедливости ради — многие из этих обвинений действительно находят своё подтверждение в повседневной жизни. Дети, которые не участвуют в физических активностях, не так хорошо развиты физически, что вызывает тревожные сигналы у учителей физкультуры по всей стране. Дети не в состоянии выполнять даже самые элементарные движения и легко получают травмы!

Вот, например, краткий список навыков, которыми должен обладать дети до 10 лет в сфере физической активности:

  • Бегать, правильно ставя стопу, прыгать и скакать разными способами.
  • Ползать на четвереньках уверенно и быстро.
  • Взбираться на шведскую стенку, высоко подтягиваясь на руках и используя ноги, и аккуратно спускаться.
  • Группироваться, прыгая вниз или вперёд, и аккуратно падать в любом направлении.
  • Уверенно двигать руками, вращать ими или имитировать движения птицы.
  • Сохранять равновесие на одной ноге, качаться на двух ногах с пятки на носок, прокручиваться на одной ножке, делать приседания на двух ногах без потери равновесия.
  • Метать и ловить небольшие легкие предметы.
  • Оценивать опасность и безопасность движения — как для себя, так и для окружающих.
-3

Иронично, но многие десятилетние дети не могут справиться с этими базовыми навыками. Однако следует понимать, что гаджеты и социальные сети несут здесь не всю вину — взрослые также несут ответственность за эту ситуацию.

Производственная модель

Когда мы жалуемся на то, что девочки больше не играют в резинку и скакалку, а мальчики не учатся играть в футбол и «квадрат», а вместо этого проводят время, обсуждая социальные сети и игры, мы упускаем из виду один важный аспект — доступность физической активности в современных школах.

-4

Советские школы были спроектированы так, чтобы у детей было место, где они могли бы активно двигаться между уроками. Однако сегодня на родительских собраниях часто слышно: «Бегать на перемене запрещено!». И это не ограничивается только бегом: дети получают выговоры за игру в резинку, за попытку достать скакалку.

Рекреации рассматриваются как мини-залы для мероприятий, дополнительные спортивные зоны, но не как места для активной физической активности. Разрешается разве что приседать на месте, но это ведь мало мотивирует детей?

Бегающие, прыгающие, толкающиеся дети в глазах многих школ — это потенциальная опасность и источники травм. С учётом ограниченности медицинского персонала в школах администрация боится травм и потенциальных проблем с родителями. Даже шведские стенки становятся неприкосновенными, потому что, во-первых, дети могут их поломать, а, во-вторых, «а вдруг что?».

-5

Некоторые здания школ действительно стары и не соответствуют современным требованиям. Но даже в случае, если играть можно на улице, многие школы запрещают выходить на улицу во время перемен. Правила запрещают бегать, потому что так дети истопчут, мол, цветочные клумбы и вообще рассорятся и наполучают травм. Этот страх отразился и на родителях, которые часто предъявляют к школе претензии, если их дети получают повреждения при активных играх.

Современные родители и культ безопасности

Современные родители страдают избыточной тревожностью. Это уже напоминает массовый невроз нашего времени.

-6

Культ безопасности ребенка порой переходит все границы разумного. Родители беспокойно следят за детьми, не позволяя им гулять во дворе без присмотра, даже на детских площадках они мешают малышам их активности, не давая залезть куда-либо.

В результате этой чрезмерной опеки у детей подавляется естественная потребность в движении. А это приводит к тому, что дети становятся беспокойными, постоянно вертятся на месте даже во время занятий или просмотра телевизора.

Дети по своей природе активны, но отсутствие движения в их повседневной жизни становится нормой. Опасно то, что они больше не занимаются ежедневной физической активностью, которая помогала бы им избежать травм при повышенной нагрузке! Дети больше не умеют падать безопасно, и когда несчастный случай случается, травмы бывают более серьезными, чем раньше.

-7

К тому же «безопасные» детские площадки не всегда способствуют безопасности. Дети, следуя своим инстинктам, придумывают нестандартные способы проверить свои навыки, и эти способы часто оказываются более опасными, чем традиционные игры, такие как лазание на деревья или ползание под качелями. Как ни странно, но тяжелые травмы на «безопасных» площадках случаются чаще, чем на «опасных», где дети чаще получают лишь ссадины и синяки.

Скандинавский опыт

Ситуация в скандинавских странах, например, более благоприятна. В отличие от России, школы в скандинавских странах поощряют активные игры и прогулки на улице: конечно, дети не остаются без присмотра, но им разрешается бегать, играть в мяч и веселиться.

-8

Опасность для детей находится под контролем, но это не мешает им полноценно двигаться и общаться со сверстниками в неформальной обстановке.

Восстановление культуры дворовых игр

В России культура командных дворовых игр сильно пострадала. Разводы семей, которые приводят к раздельным выходным и урокам у репетиторов в другом конце города, лишают детей возможности проводить время с друзьями, затрагивают передачу опыта и навыков между поколениями.

-9

Несмотря на попытки некоторых родителей возродить культуру дворовых игр, детям часто сложно приспособиться к активным и сложным играм, так как им не хватает опыта и навыков.

Что можно сказать в заключение

Критика культа безопасности в России часто сталкивается с аргументом о необходимости предотвращения травм. Однако надо понимать, что отказ от полного ограничения движения и общения детей в неформальной обстановке не означает безраздельное отрицание заботы о их безопасности!

-10

Нам следует разработать стратегии для наполнения жизни детей активными играми и проверками на ловкость, которые важны для их физического и психологического развития. Вместо того, чтобы винить взрослых, гаджеты и детей, мы должны взять на себя ответственность и создать благоприятные условия для активного и безопасного детства.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также:

Страшный мир без антибиотиков: сможет ли выжить человек со 100%-й резистентностью?

Необычные законы современного Израиля. Часть 1

Дресс-код в Чечне: пять советов гостям республики

Как советским гражданам «впаривали» ненужные товары в магазинах

Непростительная грубость: необычные неприличные жесты