Материалоемкость: что это?
Итак, материалоемкость – величина, которая характеризует удельные затраты материальных ресурсов на производство товарной продукции.
Материальные ресурсы – это материалы, используемые при производстве продукта, топливно-энергетические затраты, оплата труда причастного к производству персонала, амортизация оборудования и т. д. Под товарной продукцией подразумеваются объемы выпуска.
Материалоемкость чаще всего рассчитывается в денежном выражении и отражает, сколько материалов требуется на изготовление одного рубля продукта. Но бывает, что ее рассчитывают в натуральных показателях или процентах. Здесь все зависит от целей анализа.
Материалоемкость показывает эффективность использования ресурсов на предприятии. Снижение этого показателя – путь к увеличению общей рентабельности компании и повышению ее успешности и конкурентоспособности. Рост же материалоемкости – тревожный сигнал, требующий разбора и исследования причин таких изменений.
Формула расчета материалоемкости
Расчет материалоемкости осуществляется следующим образом:
МЕ = МЗ/V,
где
МЕ – материалоемкость;
МЗ – материальные затраты;
V – объем выпущенной продукции.
Рассмотрим пример. Выпуск продукции ООО «СФЕРА» составил 4 000 000 рублей. За этот же период материальные затраты оказались равны 1 000 000 рублей. Посчитаем материалоемкость организации по вышеуказанной формуле: 1 000 000 / 4 000 000 = 0,25 (руб.).
Получается, что на рубль выпущенной ООО «СФЕРА» продукции приходится 0,25 рубля материальных затрат.
Ответы на актуальные вопросы по налогу на прибыль читайте в тематическом выпуске от «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к информационно-правовой системе, бесплатно получите пробный демодоступ.
Виды материалоемкости
На предприятиях обычно рассчитываются следующие виды материалоемкости:
- абсолютная – норма расхода материальных ресурсов на один готовый продукт;
- структурная – показывает долю группы материалов при изготовлении того или иного продукта;
- удельная – расход запасов на определенную техническую характеристику готового продукта.
В зависимости от того, на каком уровне рассчитывается показатель, различают народнохозяйственную материалоемкость, отраслевую, региональную и т. д.
В рамках отдельных предприятий обычно рассчитываются такие виды материалоемкости:
- частная – материалоемкость отдельных видов изделий, товаров, услуг;
- общая – материалоемкость всей произведенной продукции.
Анализ материалоемкости
Конечно, для анализа эффективности использования материальных ресурсов на предприятии оценки статичных показателей недостаточно. Материалоемкость продукции отслеживается в динамике: выявляются тенденции роста или снижения величины, делаются соответствующие выводы.
Реальная материалоемкость сравнивается и с плановыми величинами. Отклонения от нормативов оцениваются, их причины тщательно исследуются.
На материалоемкость влияет множество факторов. К ним относятся:
- объемы выпуска и структура товарной продукции;
- расход материалов на изготовление единицы продукции;
- стоимость материальных ресурсов;
- отпускные цены на готовые изделия или услуги.
В отдельных случаях рост материалоемкости происходит по независящим от субъекта хозяйствования причинам. Например, общее повышение уровня цен на те или иные ресурсы однозначно увеличит этот показатель.
Но часто анализ материалоемкости как раз и позволяет разглядеть пути более эффективного использования активов компании. К возможным вариантам снижения показателя можно отнести:
- поиск поставщиков, предлагающих более выгодные закупочные цены;
- совершенствование логистических схем с целью снижения топливных расходов;
- использование производственных отходов на выпуск побочного продукта;
- внедрение безотходных либо малоотходных технологий;
- приобретение более современного оборудования и т. д.
В каждом конкретном случае руководство компании выбирает вариант снижения материалоемкости, который наиболее актуален для нее в сложившихся обстоятельствах.
Итоги
Материалоемкость – это величина, характеризующая эффективность использования материальных ресурсов на предприятии. Показатель рассчитывается как отношение материальных затрат к объему выпущенной продукции. Материалоемкость показывает стоимость материалов, израсходованных на изготовление одного рубля продукции. Анализ факторов, влияющих на изменение этой величины, позволяет выработать меры по ресурсосбережению и определить пути повышения финансового благосостояния организации.