Если автомобиль был передан по договору аренды без предоставления услуг по управлению им и его технической эксплуатации, то причиненный вред подлежит возмещению арендатором.
Моему доверителю принадлежал на праве собственности автомобиль Шкода Рапид. Данное транспортное средство было передано гражданину К. в аренду без предоставления услуг по управлению.
12.12.2021 в Исаклинском районе Самарской области произошло дорожно-транспортное происшествие с автомобилем марки Мерседес Бенц-184, застрахованным по договору страхования КАСКО в компании АО «Совкомбанк страхование». ДТП произошло по вине гражданина К., что подтверждалось приговором, вынесенным Исаклинским районным судом Самарской области
В результате ДТП автомобилю марки Мерседес Бенц-184 причинены механические повреждения. Сумма выплаченного АО «Совкомбанк Страхование» возмещения страхового случая составила 2 млн. рублей.
Автомобиль «Шкода Рапид на момент ДТП застрахован не был. Ссылаясь на то обстоятельство, что собственником автомобиля «Шкода Рапид», являлся мой доверитель, АО «Совкомбанк Страхование» на основании ч. 1, 6 ст. 4 Закон об ОСАГО обратилось обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к организации о взыскании ущерба в порядке суброгации в размере 2 млн. рублей.
По указному делу я участвовал в судебном заседании посредством системы веб-конференции.
Согласно п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», под владельцем источника повышенной опасности следует понимать юридическое лицо или гражданина, которые используют его в силу принадлежащего им права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления либо на других законных основаниях (например, по договору аренды, проката, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности).
Следовательно, арендатор транспортного средства (без экипажа) по
отношению к третьим лицам по существу обладает статусом владельца
транспортного средства, который и несет ответственность за причинение вреда, в том числе в случае совершения дорожно-транспортного происшествия с арендованным транспортным средством.
Таким образом, учитывая, что на дату совершения ДТП автомобилем
«Шкода Рапид», владел гражданин К. на законных основаниях, суд пришел к выводу о том, что мой доверитель не может быть признан надлежащим ответчиком по данному спору.
На основании решения Арбитражного суда Свердловской области от 16.03.2023 г. по делу № А60-67349/2022 в удовлетворении исковых требований отказано. Постановлением 17 арбитражного апелляционного суда от 15.06.2023 г. решение оставлено без изменения.
Судом апелляционной инстанции были отклонены доводы истца о том, что в данном случае ответственность за причиненный вред должна быть возложена на моего доверителя в силу ч. 6 ст. 4 Закона об ОСАГО, поскольку именно ответчик как владелец источника повышенной опасности был обязан застраховать риск ответственности причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших и не выполнил данной обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона об ОСАГО владельцы транспортных
средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
В силу пункта 6 статьи 4 Закона об ОСАГО владельцы транспортных средств, риск ответственности которых не застрахован в форме обязательного и (или) добровольного страхования, возмещают вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в соответствии с гражданским законодательством.
Как установлено апелляционным судом, действия договора ОСАГО, по
которому ответчиком был застрахован риск своей гражданской ответственности, истекло 31.07.2020, в период, когда владение и пользование автомобилем перешло к арендатору.
Учитывая, что владельцем и пользователем автомобиля «Шкода Рапид», являлся гражданин К. на основании договора аренды от 01.02.2020, то в данном случае с 01.02.2020 на нем лежала установленная федеральным законом обязанность по
страхованию своей гражданской ответственности, которая не была им
исполнена.