Найти тему
LoFeld World

Разрешение религиозных разногласий в древнем Китае

«Трое смеющихся над Тигровым ручьём» (虎溪三笑, кит. Хуси саньсяо, яп. Кокэй сансё) - сюжет китайской и японской живописи, аллегория экуменической теории Единства трёх учений – даосизма, буддизма и конфуцианства. Героями этого сюжета являются реальные исторические персонажи: поэт Тао Юаньмин (陶淵明, 365-447), даос Лу Сюцзин (陸修静, 406-477) и буддийский монах-учёный, основатель школы «Общество Белого лотоса», Хуэйюань (慧遠, 334-416), жившие в Империи Восточная Цзинь (東晉, 317-420 годы) в эпоху Шести династий.

Хуэйюань основал монастырь Дунлинь-сы (東林寺) в горах Лушань (современная провинция Цзянси). По легенде он дал обет никогда не пересекать мост, перекинутый через Тигровый ручей (虎渓, «хуси»), символический барьер между священным пространством его горного монастыря и миром за его пределами.

-2

Однажды поэт Тао Юаньмин и Лу Сюцзин решили навестить своего друга Хуэйюаня, который жил затворником уже более 30 лет. Встретившись, они провели вместе весь день, а вечером, когда Тао Юаньмин и Лу Сюцзин собрались домой, Хуэйюань решил проводить своих друзей до выхода из монастыря.

По дороге они так увлеклись беседой, что Хуэйюань сам не заметил, как перешёл мост через Тигровый ручей. Лишь раздавшийся рёв тигра привёл друзей в чувство, и они поняли, что Хуэйюань невольно нарушил свой буддийский обет! Тогда все трое разразились неудержимым смехом, отсюда и название истории – «Трое смеющихся над Тигровым ручьём» («Ху Си Сань Сяо»).

-3

Именно этот момент обычно изображают на картинах. Герои сюжета представляют здесь три основные учения древнего Китая – конфуцианство (Тао Юаньмин), буддизм (Хуэйюань) и даосизм (Лу Сюцзин). Обет Хуэйюаня символизирует искусственные границы различных Учений, разделяющие их приверженцев, а переход Хуэйюанем моста через Тигровый ручей символизирует выход за рамки ограничений того или иного учения. Таким образом, дружба трёх героев сюжета (духовное единство, истинная мудрость) оказывается выше конфессиональных границ.

-4

Этот сюжет в живописи тесно связан с аналогичными темами «Единство трёх учений» (сань-дзяо, 三教) и «Трое и скисшее вино» (сань-суан-ту, 三酸図).