Найти тему
Vera Zvereva Philosophus

Со стороны виднее, но видно только то, что показывают.

—Я бы на его месте…

— Но ты не на его месте.

— Но я же знаю, как правильно!

— Ты. Не. На. Его. Месте.

Есть забавная особенность со взглядом со стороны. Оттуда если и виднее, то видно только то, что показывают. Зато отчетливо. И совершенно очевидно.

Поэтому иногда запрашивать обратную связь от людей, которые не ты, очень и очень полезно. Ты приходишь ножками к человеку и спрашиваешь, мол, скажи мне, дорогой, может с твоего угла как-то оно все по-другому выглядит? Что мне сейчас сделать или наоборот, чего мне не делать? А то я в тупике.

У нас у всех очень разный жизненный опыт, а значит, и доступ к информации. Для меня очевидны какие-то вещи, которые для моего бывшего одноклассника будут казаться китайской грамотой, да еще и посвященной запуску космических спутников. А я запросто взяла и вынула из головы готовое решение. Потому что после окончания школы прошло пятнадцать лет, и жили мы эти годы очень разные жизни.

Иногда ответы лежат не там, где ты ищешь, а резкий скачок в качестве жизни можно обеспечить крошечными действиями, если знать, какими. Моя знакомая недавно ехала на Шри-Ланке в тук-туке (это такие местные маршрутки, напоминающие мопед, к которому приделали будку). И сняла гениальную сторис. Она рассматривала спину водителя, явно живущего менее насыщенную и сытую жизнь, чем она, и задавалась вопросом, мол, а окажись я на его месте, что бы я сделала? И тут же себе ответила: я бы села ровно. Ровно я бы села в этом несчастном тук-туке.

Это очень просто, это совершенно доступно даже нищему шри-ланкийцу. Да и вообще, «сесть с ровной спиной» — действие, доступное любому существу, у которого есть спина. И при этом 12 часов в тук-туке с ровной спиной дадут невероятный скачок качества жизни по сравнению с 12-ю часами со спиной кривой. Сложно представить, как много боли приносит человеку его труд.

А еще после такого рабочего дня та моя знакомая провела бы часик за йогой. И спина бы не болела вообще.

А я бы, например, тот же часик — но в телефоне за изучением английского, чтобы кататься в тук-туке не по 12 часов, а по 4, но с англоязычными туристами, которым нужен гид.

Но для этого надо иметь опыт мой или моей подруги: знать, что так в принципе можно, приложить в эту сторону усилия и понять зачем. Ну или не прикладывать, а просто сесть ровно.

Нам это очевидно. Ему нет.

И очень хочется подойти и сказать, мол, дорогой шри-ланкиец. Что же ты (собака сутулая) так себя не ценишь, дорогой? Давай я тебе расскажу, как надо, я же знаю.

И вот тут нужно притормозить и свернуть свой едва начавшийся парад причинения добра.

Потому что тебе со стороны видно. Но только то, что показывают.

У людей есть тысяча и одна причина поступать так, как они поступают, и они не обязаны тебе рассказывать всю свою подноготную.

У меня есть другая подруга, которая, если об этом заходит речь, говорит о том, что она не планирует детей. Ей тут же начинают рассказывать о радостях материнства, о том, что рано ей принимать такие решения и вообще, все может сильно измениться после тридцати.

Если подруге не влом, она в таком случае дополняет, что в ее жизни изменится вряд ли. Потому что она не может забеременеть физиологически.

И вот тут начинается страна советов. А ты была у вот такого врача? А вот у этого? Давай я расскажу тебе про ЭКО? Да сейчас вообще все лечится. Да ты просто не знаешь. Чудеса такие бывают, ууууух. Может, по святым местам, а? Да и вообще, у меня сестра тоже думала, что бесплодна, а как нормальный мужчина появился…

Моя подруга смотрит на всех этих доброхотов несколько ошалелым взглядом. Иногда пытается парировать, мол, не ребят, не получится, не парьтесь. Собеседники начинают напирать на экспертность, мол, я точно знаю лучше, я работаю в клинике, давай я тебе расскажу…

А у моей подруги нет матки. Прям вообще. Родилась так. Такое бывает.

Но доброхотам, конечно же, видней. У них же так много важных знаний, которые нужно донести.

Со стороны, конечно, виднее. Но на УЗИ виднее ещё лучше.

Так и тот шри-ланкиец, может, сидит криво, потому что у него недавно операция была, и ему надо именно так сидеть.

Коллега с работы ходит длинным путем, не потому что не знает, как срезать, а потому что там как раз 1500 шагов получается, которые иначе никак не добрать. А кофе берет там, где дороже, не потому что не знает, где дешевле, а потому что там девочка-бариста классная, он с ней флиртует иногда.

У людей вообще для всего есть не одна причина, а с десяток, из которых больше половины касаются каких-то настолько личных или сложно связанных штук, что там черт ногу сломит. Но человек, он не гугл-карты, он знает, что не всегда самый короткий путь оптимальный и помимо очевидных выгод, есть выгоды еще и неочевидные. И риски. И все остальное.

Поэтому непрошенные советы так раздражают. Вам правда кажется, что вы лучше знаете. Но не знаете. Потому что вы не в его тапочках, как говорят американцы. Вы в своих. И натирают они вам совсем в других местах.

Поэтому давайте как-нибудь научимся все: давать советы, только если их попросили. А в остальное время просто сидеть радостными от того, что мы такие умные и все-все знаем.

Ваша @Vera Zvereva Philosophus