Разговор с подписчиком навеял мне достаточно интересную тему для статьи. В данный момент к основному логопедическому образованию я так же получаю переквалификацию на психолога. Сферы эти смежные, так как хороший логопед должен совмещать в себе три области знаний педагогику, психологию и медицину, в части нарушений, с которыми работает.
Давайте сегодня снова поговорим об аутизме и тонкостях работы с ним. Думаю, многие знают, что в нашей стране долгое время никакого аутизма не было. У нас детей делили на алаликов и раннюю детскую шизофрению, и у данной градовки были важные основания.
Достаточно сложно отличить сенсорного алалика от ребенка с шизофренией. Оба этих малыша испытывают трудности в процессе обработки информации и формирования внутренней речи. Оба ребенка могут страдать диспраксией лицевых мышц, что формирует скудную мимику и создает то самое "умное" лицо. Оба типа страдают истериками и расшатанным поведением на фоне общих сенсорных нарушений. У обоих могут произойти сложности в распаде речи, на основании разных факторов, однако есть крайне важная отличающая два этих типа черта. Сенсорная алалия затрагивает сферу познания, накопления данных, но не личность. Сенсорный алалик способен к чувствам и эмоциям, не смотря на так называемую диспраксичную маску на лице, этот малыш будет переживать за маму если она поранилась, ревностно отбирать игрушку, или перетягивать друга, с которым хочет поиграть, бросится с кулаками защищать сестренку или братика, если заподозрит агрессию в их сторону. Он может испытывать трудности в понимании эмоций других людей, в силу прямого понимания речи и их оборотов. Ему сложно уловить, что его обманывают, и человек перед ним не искренен, определить тайные мотивы своего собеседника. Порой даже охарактеризовать собственное чувство, вызвавшее в нем дискомфорт ему сложно, именно поэтому так часты истерики у таких малышей, но испытывать всю гамму чувств и эмоций он будет стабильно, что проявится в его поведении.
Ранняя детская шизофрения совсем иная. Она чаще всего стартует с регресса, но известны и случаи постепенного развития нарушения. Характеризуется не только распадом речевых навыков, бедностью самой речевой сферы, проблемами в накоплении речевых оборотов и скудностью речи, но и в эмоционально-волевых отклонениях, и это совсем не расшатанная психика со слезами, присущая всем детям с неврологической патологий. Такие дети куда более сложные. Их эмоции постепенно откатываются, они в отличии от сенсорников не испытывают многие известные нам чувства. В них нет ревности, они не испытывают сострадания. Скажите типичное описание социопатичных проявлений личности, да это так, но при шизофрении в эмоциональной сфере наступает регресс, и ребенок все дальше и дальше откатывается в проблеме, теряя эмоции в данном процессе.
Теперь вернемся к понятию Аутизм, для нас это слово новое. Пришло оно с Запада, где не было деления на сенсорных алаликов и детей с шизофренией, их просто загнали всех в одну группу назвав ее Аутизмом, туда же добавили и моторных алаликов, ведь самого явления логопедического массажа в Западных странах долгое время не было, и исправление речевых параличей лечили установкой пищевого зонда и карточками Домана, Пекс системой. Заявив, что нарушения данной группы до конца не компенсируется, впрочем как и любой тяжелый неврологический диагноз связанный с речью, принимать таких людей решили такими, какие они есть, не заморачиваясь с лечением и компенсацией, разрабатывая АВА систему взаимодействия. Вот только далеко не каждый, даже сложный речевой диагноз приводит к распаду эмоциональной сферы и личности. На деле все выглядит примерно так, до 12 лет ребенку шизофрению не ставят, симптомы спорны эмоции еще не распались до конца, таким детям рисуют аутизм. В группу аутизм попадают и сенсорные алалики, с хорошим реабилитационным потенциалом, и дети с шизофренией. Лечат их одними и теми же приемами разработанными для сенсорной алалии и адаптированные принципами АВА для взаимодействия. Дети сенсорники, часто дают хорошую динамику и выходят из так называемого "Аутизма", тогда многие замечают, что и Аутизма-то там и не было, и стоит признать часто так оно и есть. С детьми с шизофренией дело предстоит куда хуже. Без медикаментозной поддержки, даже компенсируя умственное развитие эмоционально такие дети продолжают стагнироваться и разваливаться. Часто настоящий, нужный диагноз, выставляют настолько поздно, что время коррекции безжалостно упущено и прогноз на жизнь такого ребенка весьма туманен. (Даже в этом блоге мне писали несколько мам, подобных детей, ругающих Аутизм и его неверную диагностику по чем зря.)
Я тоже, честно сказать, не сторонник иностранных вмешательств и разделений. Как не крути отечественная Русская школа неврологии и психологии мне намного ближе, да и отдачу от ее работы я вижу на собственно опыте. Так же не раз видела мам так называемых западных "аустистов" что поднимали своих детей из сенсорно-моторной алалии у нас.
Отсюда столько спорных моментов и вопросов к диагнозу Аутизм. И все было бы не плохо, собственно, ну какая разница, как назвать недуг, однако дети с шизофренией весьма страдают в данном раскладе оставаясь неудел в своем заболевании на долгие годы, получая регресс и запущенность. Часто шизофрению выставляют только после старта так называемых галлюцинаций, которых при сенсорных нарушениях быть не должно.
А что Вы думаете о влиянии западной системы оценки?
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.