Найти тему

Винтовки, изготовленные в честь визита императора Александра III и императрицы Марии Федоровны на Императорский Тульский оружейный завод.

17 августа 2023 года в Тульском музее оружия при поддержке Министерства культуры РФ начала работу уникальная выставка «Шедевры тульских оружейников», посвященная 150-летию Тульского государственного музея оружия.

Проект подготовлен Тульским государственным музеем оружия в содружестве с Военно-историческим музеем артиллерии, инженерных войск и войск связи Министерства обороны Российской Федерации (г. Санкт – Петербург), Государственным историко-художественным дворцово-парковым музеем-заповедником «Гатчина», Творческим союзом «Гильдия мастеров-оружейников» и частными коллекционерами.

Мы продолжаем цикл рассказов, посвященных уникальным образцам оружия работы легендарных тульских оружейников. Их искусство давно стало синонимом непревзойденного мастерства, блестящего сочетания оригинальности и надежности изделий, высокого технического качества и красоты художественного убранства.

Особое место на выставке занимают пехотная и драгунская «царские» винтовки, филигранно украшенные в память посещения Тульского оружейного завода императором Александром III и его супругой Марией Федоровной 9 мая 1887 года. С момента появления на свет оба экземпляра впервые встретились на своей малой исторической Родине.

-2

Высочайшее мастерство тульских оружейников нашло отражение в так называемом «царском» или «достопамятном» оружии, которое делали на Тульском оружейном заводе в честь визита российских императоров и императриц, начиная с Елизаветы Петровны. На сегодняшний день уникальная коллекция «царских» ружей, хранимых в Тульском музее оружия, насчитывает 12 образцов, среди которых, однако, не представлен лишь один шедевр, имеющий свою уникальную историю.

9 мая 1887 года августейшая супружеская чета императора Александра III и императрицы Марии Федоровны с детьми – великими князьями Георгием Александровичем и Николаем Александровичем, будущим императором Николаем II – посетила Императорский Тульский оружейный завод.

Осмотр предприятия начался с ложевой мастерской, затем император и императрица посетили штыковую и револьверную мастерские, а также турбинный домик. Далее были осмотрены приборная, полировочная, покрасочная мастерские, механический отдел, кузница, инструментальный отдел, замочный и ствольный цеха. Именно в последнем по сложившейся традиции император и императрица «изволили посредством пресса, оттиснуть на стволах ружей название завода и год изготовления».

Эти стандартные боевые винтовки – пехотная и драгунская – системы Бердана обр. 1870 года по конструкции ничем не отличалась от миллионов подобных, выпущенных на Тульском оружейном заводе. Но благодаря виртуозным навыкам тульских оружейников их удалось превратить в подлинные шедевры декоративно-прикладного искусства. Экземпляр драгунской винтовки, изготовленный в честь Марии Федоровны, был ювелирно украшен заводским мастером Михаилом Иванович Степановым. К сожалению, доподлинно неизвестно принимал ли именно он участие в оформлении «царской» пехотной винтовки Александра III, однако общая стилистика обоих экземпляров и техники, примененные при их украшении, свидетельствуют о конкретном авторском почерке М.И. Степанова.

-3

Основным способом отделки при оформлении экземпляров стала техника инкрустации, выполненная мастером на самом высоком уровне. Для украшения обеих «царских» винтовок в качестве главного мотива был выбран так называемый «русский» стиль, предполагавший свободную интерпретацию сюжетов средневекового русского искусства. На период правления императора Александра III приходится расцвет «русскости» как на официальном уровне, в обоснованиях реформ и преобразований монарха, так и в русском искусстве, массовой культуре и моде того времени. Под понятием «русскость» понималось не конкретно принадлежность к русскому этносу, а принадлежность к русской национальной культуре и православному вероисповеданию. Это привело к тому, что формы культуры и быта Московского государства, присущие эпохе царя Алексея Михайловича, стали воплощаться в отечественном искусстве последних двух десятилетий XIX века, и это было связано с формированием национального идеала.

-4

Указанные выше тенденции нашли отражение и в стилистике оформления двух винтовок, изготовленных в память посещения императорской супружеской четы Александра III и Марии Федоровны Императорского Тульского оружейного завода 9 мая 1887 года. Все стальные детали образцов покрыты золоченым растительным орнаментом, очень эффектно смотрящимся на фоне вороненого металла. На стволах каждой из винтовок представлена стилизованная золоченая надпись о том, что 9 мая 1887 года, во время посещения Тульского оружейного завода, император и императрица собственноручно оттиснули название предприятия. Конкретно ствол пехотной винтовки Александра III украшен надписью, выполненной славянской вязью.

Ложа обоих экземпляров, выполненная из кавказского ореха, украшена инкрустацией слоновой костью, а также золотой и серебряной проволокой. Орнаментация образцов несколько отличается, что придает каждому из экземпляров свою индивидуальность. На пехотной винтовке, изготовленной в честь императора, выполнен на всей поверхности стилизованный растительный узор, перекликающийся по мотивам с изображенным на стволе, но более сложный и разнообразный. На обеих сторонах ложи драгунской винтовки Марии Федоровны, помимо растительных узоров, тульский мастер разместил вырезанных из слоновой кости изображение голубей в обрамлении кружевного орнамента.

-5

Образ голубя – один из древнейших символов, имеющих многочисленные трактовки. Он представлялся как «проводник» между небом и землей. В мифологических представлениях душа усопшего, прошедшая «очищение», перевоплощалась в голубя. Также основным положением вероучения христианства является учение о Святой Троице, где Святой Дух представлен в виде голубя. Кроме того, эта птица является вестником хороших новостей: в Ветхом Завете именно голубь принес хорошие вести Ною о закончившемся потопе.

После принятия христианства на Руси значение голубя претерпело изменения и теперь представляется как символ любви. В народном декоративно-прикладном искусстве образ голубя изображался, как правило, парно и представлялся аллегорией любовной или брачной пары. С XVIII века в России получил распространение мотив изображения голубки и двух сердец как символов семейного счастья.

-6

На драгунской винтовке, украшенной в честь императрицы Марии Федоровны, можно увидеть чередующиеся изображения голубя и орнамента в виде сердца, который перекликается со схожими узорами на пехотном экземпляре императора Александра III. Украшение драгунской винтовки императрицы могло символизировать Марию Федоровну как хранительницу домашнего очага, поскольку именно эту роль на Руси традиционно исполняли женщины в семье. В то же время изображение голубей и сердец вполне возможно выступало как олицетворение благоверной супружеской пары.

Впоследствии драгунская винтовка Марии Федоровны приняла участие во Всемирной выставке в Париже 1900 года в составе экспозиции Императорского Тульского оружейного завода. Она взяла высшую награду – Гран-при.

-7

К огромному сожалению, винтовки императора и императрицы недолго пробыли вместе. В 1890 году Александр III распорядился, чтобы шедевр, изготовленный в его честь, был направлен в Гатчинский дворец, и с тех пор он является жемчужиной коллекции Государственного музея-заповедника «Гатчина». Винтовка Марии Федоровны, как и другие «достопамятные» ружья, осталась на Тульском оружейном заводе. Благодаря выставке «Шедевры тульских оружейников» спустя 133 года императорская семья в виде «царских» винтовок снова вместе.

Спешите увидеть эту непревзойденную красоту!

-8

Оружие
2735 интересуются