Найти тему
Журнал Авто.ру

Как рождался «Жигуливаген»: история дешёвого российского кроссовера из 1990-х

Оглавление

В 1990-х, когда в России дела с деньгами и дорогами шли ещё не слишком здорово, на свет появился «Магистр-1600» — кроссовер с нелепым именем и сомнительными дизайнерскими достоинствами, но со вполне чёткой миссией. Рубрика «Старые, но не бесполезные» вспоминает проект создания русского народного «Гелика».

«Магистр-1600». Фото: daily-motor.ru
«Магистр-1600». Фото: daily-motor.ru

Идея создания бюджетного кроссовера появилась не от хорошей жизни

Середина 1990-х в России — это период первого массового наступления подержанных иномарок из Европы и Японии, глубочайшего кризиса отечественного автопрома и появления амбициозных проектов новых игроков рынка, которые обещали сделать автомобили, доступные всем и каждому.

Помните, например, Автокам Рейнджер (он на фото чуть ниже) — бюджетный внедорожный кит-кар из Великобритании, который называли чуть ли не убийцей УАЗа? Но качество немногочисленных собранных Рейнджеров было настолько чудовищным, что развал проекта оказался лучшим из возможных вариантов.

«Автокам-Рейнджер». Фото: Buch-t (wikimedia.org)
«Автокам-Рейнджер». Фото: Buch-t (wikimedia.org)

Да и зачем нужен Автокам, если бюджетный внедорожник можно построить и своими силами?! Примерно так решили представители фирмы «Магистр» и засучили рукава.

«Магистр-1600» был первым автомобильным опытом фирмы из Калуги

Отделившуюся от Калужского авторемонтного завода и расположенную на его же площадях фирму «Магистр» основали в 1991 году. Занимались здесь крайне востребованными проектами. Известность в узких кругах и хорошую прибыль «Магистру» принёс выпуск прицепов, особенно — передвижных коммерческих ларьков.

После такого успеха странно было бы не замахнуться на что-нибудь посерьёзнее. Поэтому амбициозные ребята из «Магистра» решили построить автомобиль.

«Магистр-1600». Фото: daily-motor.ru
«Магистр-1600». Фото: daily-motor.ru

Концептуально «Магистр-1600» напоминал тот же Автокам Рейнджер. Это была максимально простая как по конструкции, так и по процессу сборки машина из компонентов серийных моделей — кит-кар в классическом понимании. Клиентам можно было предлагать как полностью готовый к эксплуатации автомобиль, так и разобранный конструктор для самостоятельной сборки, который не вызвал бы вопросов у любого гаражного мастера, отличающего баллонный ключ от газовой горелки.

При этом, в отличие от Рейнджера, «Магистр-1600» был локализован куда сильнее.

Большинство узлов для калужского внедорожника шли из Тольятти

Главным поставщиком комплектующих стал Волжский автозавод. В основе «Магистра» — укороченная платформа ВАЗ-2105 с уменьшенной до 2300 мм колёсной базой. Мотор взяли от «шестёрки» — 1,6 литра и 78 л.с. Коробка передач — 5-ступенчатая «механика» от ВАЗ-21074.

А ещё прототип «Магистр-1600» был строго заднеприводным. Хотя создатели рассматривали в перспективе возможность запуска версии с четырьмя ведущими колёсами. Конечно же, как у «Нивы» — с постоянным полным приводом. На опытном же образце о ВАЗ-2121 напоминала разве что схема размещения запасного колеса — под капотом.

ВАЗ-2121 «Нива»
ВАЗ-2121 «Нива»

Внедорожные возможности «Магистра» (наверное, правильнее всё же назвать его кроссовером) обеспечивал прежде всего серьёзный лифт кузова. С базовых 170 мм Жигулей клиренс вырос аж до 278 мм! Была у машины и усиленная передняя подвеска (независимая пружинная) и задняя на полуэллиптических рессорах.

Внешняя схожесть с «Жигулями» определила прозвище машины

Дизайн «Магистра» получился очень характерным. В глаза сразу бросаются решётка радиатора и капот от «семёрки», хотя большинство кузовных панелей кроссовера были стеклопластиковыми и собственного дизайна «Магистра». Тем не менее многие воспринимали машину как диковинную внедорожную версию классических Жигулей. Только с более высокой линией крыши и короткой колёсной базой.

А строгие прямые линии и отсутствие скруглённых углов и переходов сами по себе рождали ассоциации с одним хорошо известным немецким внедорожником. Поэтому «Магистр-1600» в шутку прозвали «Жигуливагеном».

«Магистр-1600». Фото: daily-motor.ru
«Магистр-1600». Фото: daily-motor.ru

Шутки шутками, но сама по себе концепция бюджетного вездехода была не такой уж и плохой. При минимальных габаритах — 3570х1670х1790 мм — «Магистр» предлагал пять или даже семь посадочных мест: два дополнительных стульчика откидывались в багажнике. Усиленная задняя подвеска позволяла взять на борт до полутонны груза, а отличная геометрия — не бояться российских дорог и направлений.

Позаботились инженеры «Магистра» и о водителе: машина получила регулируемую по высоте рулевую колонку и неплохое оснащение салона, собранного, естественно, по жигулёвским мотивам.

Особенно подчеркивалась автономность машины. На верхнем багажнике предусмотрели крепления для трёх 20-литровых канистр, а ещё две фиксировались под задними сиденьями. Итого — 170 литров топлива, включая штатный бензобак увеличенного объёма. Теоретический запас хода — 2000 километров!

В Калуге всерьёз рассчитывали на мелкосерийный выпуск, но ничего не вышло

В 1993 году «Магистр-1600» дебютировал на Московском автосалоне. Голодным до недорогих и практичных машин покупателям новинка из Калуги понравилась. Пошли конкретные разговоры о возможном мелкосерийном выпуске нескольких сотен «Магистров» в год. В подтверждение этих планов «Жигуливаген» отправили на контрольно-техническую экспертизу в НТЦ ВАЗа, а также на испытания в Дмитров — на автополигон НАМИ.

Только на этой оптимистичной ноте песня «Магистра» неожиданно оборвалась. То ли тесты прошли не так гладко, как писали тогда в прессе, то ли у ребят из Калуги сменились жизненные приоритеты, но даже до мелкосерийного производства кроссовера дело не дошло.

Самое же удивительное, что единственный собранный экземпляр «Магистра», скорее всего, жив до сих пор! Несколько лет назад «Жигуливаген» в неплохом состоянии, хотя и перекрашенный раптором, появлялся на автофестивале в Калуге.