Найти тему
DECOR PRO

Арабские комнаты европейских домов

Наверняка, в иллюстрированных альбомах по современному интерьеру или просто в журналах, вам встречались комнаты в арабском стиле. Пёстрые ковры, звёздчатые решётки на окнах, низкие, инкрустированные перламутром столики, цветные подушки с кистями — подобные детали создают в таких интерьерах восточный, а точнее арабский дух. Невероятно популярны такие арабские комнаты сейчас во Франции и Испании. Бывшие колонии — Марокко и Алжир подарили французским дизайнерам волшебный мир, богатый орнаментом и цветом, а период мавританского господства в Испании сказался в постоянных декоративных заимствованиях в пышной и изысканной культуре арабского Востока. Но история европейского «арабского» интерьера отнюдь не исчерпывается современными его интерпретациями. Арабские комнаты можно найти во дворцах и усадьбах XIX в., причём не только в далёкой Испании или Франции, но и в России…

-2

Тогда, в период эклектики, где стили накладывались друг на друга в немыслимом сочетании, рождались новые интерьерные пристрастия. Одним из таких увлечений и был арабский стиль. Экзотика Востока, его утончённая роскошь воссоздавались в гостиных и будуарах, где устраивались крошечные бассейны и фонтаны, а в серебренных и фарфоровых чашках курились благовонии. Такие интерьеры украшали цветные орнаменты и рельефы, глазурованные плитки и кованые решётки.

Не только интерьеры, но и фасады, похожие на дворцы из «Тысячи и одной ночи», завладели умами архитекторов и их заказчиков где-то с 60-х гг. XIX в. Арабские мотивы можно заметить на фасадах алупкинского дворца М. Воронцова, а одними из самых красивых интерьеров Петербурга второй половины XIX в. по праву считались арабские комнаты Юсуповского дворца и дворца Великого князя Владимира Александровича.

-3

Тончайшие орнаментальные росписи (их называли арабески) покрывали стены и своды комнат. Окна и дверные проёмы в форме широкой стрельчатой арабской арки или подковы обрамлялись золочёными «плетёными» рамами. Полы, забранные поливной глазурованной плиткой, воспроизводили декор замка Альгамбра, а мебель в арабском духе, с перламутром и золочением, изготавливалась в петербургских мебельных мастерских.

Религиозный запрет на изображения людей и животных позволил арабскому орнаменту интерпретировать не только растительные мотивы, но и тексты священных книг. Наиболее часто в европейских интерьерах воспроизводились как раз арабские куфические письмена (алфавит, изобретённый в городе Аль-Куфа), которые были так красивы, что становились самостоятельным орнаментальным мотивом. При этом в расчёт совершенно не бралась смысловая озвученность текста. В результате, где-нибудь в светской петербургской гостиной в верней части стены, декоративный фриз куфическим письмом семикратно гласил, что нет бога, кроме Аллаха, а Мухаммед — пророк его.

-4

Но, даже безотносительно к арабской вязи, эти интерьеры воспроизводили даже не столько сам арабский интерьер, сколько европейское представление о нём. И очень часто мавританское искусство смешивалось там с персидским, турецким и даже китайским. И всё это — ради достижения невыразимо прекрасных, сказочных восточных интерьеров. Впрочем, как и сейчас — никто не цитирует дословно подлинные арабские интерьеры. Даже ткани — непременный атрибут таких комнат (занавеси, подушки, ковры) изготавливаются в Европе.

Подлинными в таких интерьерах бывают лишь туристические трофеи из дальних путешествий или счастливые находки на блошиных рынках. Какой-нибудь медный фонарь, чернёный кувшин с узким горлом, или изразец с геометрическим звёздчатым рисунком может стать проводником в мир арабского интерьера. Конечно, нас разделяют культура, религия, климат и просто — представления о комфорте. Но сегодня, как и когда-то волшебные арабские сказки оживают в европейских комнатах.

-5

Автор: Член Московского Союза дизайнеров | Член АИС (международной ассоциации искусствоведов) — Орлова Ольга Львовна.