Найти тему
Радио ЗВЕЗДА

Почему первый министр военно-морских сил России Николай Мордвинов пробыл на своем посту всего 4 месяца?

Первый министр военно-морских сил России. Эту должность он занимал всего ничего: с сентября по декабрь 1802 года. Почему так мало? Были причины. Николай Семёнович ненавидел взяточников, бюрократов и казнокрадов. Бороться с ними уже не было сил, и он ушел в отставку. В 48 лет. А жаль. Ведь именно Мордвинова многие опытные офицеры, в том числе адмирал Головнин, считали лучшим специалистом в стране.

Н.С. Мордвинов. Фото: artchive.ru
Н.С. Мордвинов. Фото: artchive.ru
ГОЛОВНИН: Муж престарелый, умный, с обширными познаниями, в государственных делах и в морском искусстве сведущий, знатного рода, с двором знакомый, пред Царем и в Думе смелый и решительный; словом, муж, имевший все способности быть морским министром, но, к несчастью, не имевший охоты быть им!

Очень строгий, порядочный, дисциплинированный человек. Он считал: если уж взялся строить флот, так занимайся исключительно этой задачей, а не разводи повсеместно волокиту, утверждал адмирал Фёдор Ушаков.

УШАКОВ: Для хозяйства флотского Николай Семенович весьма пригоден: он леса вокруг Николаева садит, с Дона уголь каменный возит, учит бабок наших без дров обходиться.

Хозяйственным человеком был вице-президент Адмиралтейств-коллегии, всему и всем находил правильное применение. Его очень уважали на флоте. Но кому нужны выскочки? Таких не любят.

ЧИНОВНИК: Орёл! Как есть орёл! Но нам орлы не нужны, нам требуются птицы поскромнее!

Он происходил из дворянского рода, ведущего своё начало от выходца из Мордовской орды Мурата Мордвинова. Морское дело изучал в Англии. Николай Семенович был чрезвычайно образованным человеком, меценатом, и в то же время о скромности и порядочности адмирала ходили легенды, утверждал современник флотоводца.

СОВРЕМЕННИК: Он был, можно сказать, из последних старых дворян прежних времен. Стол его был открыт для всех: богатых и бедных. Он не смотрел на одежду, был приветлив и внимателен ко всем своим гостям. Сам руководствовался только чистою справедливостью, от которой не позволял себе отступления даже в малостях. Без ропота покорялся тяжким случаям, встречавшимся ему в жизни, полагая упование на премудрый промысел. Искренняя добродушная улыбка, выражавшая чистоту души, не переставала украшать его до конца жизни.

Гардемарин, мичман, капитан второго ранга. В 1782 году его назначили командиром 74-х пушечного корабля «Царь Константин». И уже совсем скоро Николай Мордвинов совершил плавание по Средиземному морю с заходом в итальянский порт Ливорно, где познакомился со своей будущей женой англичанкой Генриеттой. Дочь флотоводца Наталья вспоминала:

НАТАЛЬЯ - ДОЧЬ: Отец мой влюбился в неё и посватался. Хотя и она полюбила его, но страшилась ехать в отдалённый край, тогда еще мало известный иностранцам. Край холодный и непросвещенный, как считали они Россию. Сестра ее успокаивала и говорила: «Я уверена, что с таким человеком ты всегда и везде будешь счастлива!» Матушка моя, чувствуя любовь к отцу и принимая благоразумные советы сестры, согласилась разделить свою судьбу с ним. Отец мой, возвратясь с эскадрою в Россию, приехал затем сухим путем в Ливорно и там женился в 1784 году.

Этот союз оказался удачным. В семье родились шестеро детей: 2 мальчика и 4 девочки.

«Почерк – ужасный, мысли – шикарные». Так говорила о нём Екатерина II. Она считала, что Мордвинов обладал особым умением красноречиво и убедительно излагать свои идеи и предложения, но при этом императрица понимала и другое — адмирал открыто придерживался явно либеральных взглядов.

Екатерина II. Фото: stylishbag.ru
Екатерина II. Фото: stylishbag.ru
МОРДВИНОВ: Дайте свободу мысли, рукам, всем душевным и телесным качествам человека; предоставьте всякому быть, чем его Бог сотворил, и не отнимайте, что кому природа особенно даровала!

Член Верховного уголовного суда Николай Мордвинов был единственным, кто отказался подписать смертный приговор декабристам.

МОРДВИНОВ: Всевышний создатель не сотворил меня равнодушным к общественному благу и всякое побуждение к личным выгодам и к собственным пользам исторг из мысли и сердца моего. Мы не паши, заседающие в Диване, но члены законодательного сословия, где изречение законов строго должны быть соблюдаемы и где частной воли нашей нет места.

ЧИНОВНИК: Царю и великому князю Василию Ивановичу пришли в подданство многие орды. В том числе и Мордва. В 1546-ом году был взят в аманаты Мурат Мордвинов и дано ему было поместье близ Копорья.

Так началась история его рода. Аманат — слово восточное, означает заложника для обеспечения точного выполнения договора в военное время. Мордвиновы заложниками не были, скорее наоборот, они стали подданными русского царя со всеми правами и обязанностями.

Морскому делу Николай Мордвинов обучался в Англии. В 33 года дослужился до чина контр-адмирала, участвовал в создании Черноморского флота, вспоминал один из сыновей военачальника.

СЫН: Когда Екатерина II путешествовала для обозрения новоприобретённого края и была в Херсоне, при устроенной ей великолепной встрече участвовал и отец мой. Чтобы не наскучил государыне вид новороссийских степей, когда она ехала по Днепру, Потёмкин приказал загонять к берегам табуны лошадей, стада коров и овец, чтобы оживить виды, а вдали устроены были декорации, весьма живо изображая города и деревни. К приезду императрицы приготовлен был и спуск корабля, а вместо пристани устроена была большая баржа для государыни, ее двора и для сопровождавших иностранных царских особ. Баржа украшена была парчовыми парусами с золотой вышивкой, которые отец выписал из Константинополя. Когда Екатерина взошла на приготовленную пристань, то, окинув взором блестящие украшения, с улыбкой сказала своим гостям: «У нас, за недостатком холста, употреблена парча на паруса».

Черноморский флот развивался стремительно. Большую часть времени Николай Мордвинов проводил на службе: постоянно следил за постройкой новых кораблей, обучал экипажи. И всё же он никогда не забывал о семье, о своих детях, рассказывала дочь адмирала Наталья.

НАТАЛЬЯ: Отец находил только, что не надобно позволять нам резвиться до забывчивости, чтобы наш рассудок не затмевался излишнею резвостью, иначе дети привыкнут с малых лет действовать без размышления, а от этого в жизни бывают дурные последствия. Он считал, что необходимо приучать нас к чистописанию, особенно на русском языке, чтоб каждое слово было написано ясно и буквы были без крючков и украшений. Отец считал, что это очень важно и от этого бывают часто недоразумения и споры в важных делах.
Александр I. Фото: legendapress.ru
Александр I. Фото: legendapress.ru
АЛЕКСАНДР I: Я сужу о морском деле, как слепой о красках. Вина не моя: лучшие годы мои прошли в сухопутной войне.

Государь прав: что и как устроено на флоте он толком не разбирался, поэтому и назначил первым морским министром человека знающего – адмирала Мордвинова. Дочь Наталья вспоминала:

НАТАЛЬЯ МОРДВИНОВА-ДОЧЬ: Известно, что прежде солдаты служили 25 лет. Отец мой часто сожалел об их участи, говоря, что «рядовой, прослужа все цветущие лета своей молодости, возвращается домой как в чужую сторону, ослабев в силах, без денег, без угла и часто доживал свой век в нищете». Однажды отец мой сказал государю Александру Павловичу, что, вероятно, каждый бы крестьянин охотнее шел в солдаты, если бы служба их продолжалась не более десяти лет. Государь возразил, что «такое предложение было бы обидно для всякого солдата». Однако впоследствии, кажется, это было сделано частным образом, осведомление в казармах показало, что действительно многие охотно бы согласились на такое предложение.

Николай Мордвинов хотел установить единый срок военной службы продолжительностью от 7 до 8 лет, но его проект завернули на самом верху.

МОРДВИНОВ: У нас решительно ничего нет святого. Мы удивляемся, что у нас нет предприимчивых людей. Но кто же решится на какое-нибудь предприятие, когда знает, что не сегодня так завтра по распоряжению правительства его законно ограбят. Можно принять меры противу голода, наводнения, противу огня, язвы, противу всех бичей земных и небесных, но противу благодетельных распоряжений правительства – решительно нельзя принять никаких мер.

Председатель Вольного экономического общества, либерал, прапрадед ещё одного известного реформатора Столыпина. Он служил трём императорам и одной императрице. Пытался перестроить Россию на европейский лад, однако все его попытки закончились крахом. Зато Пушкин написал однажды: «Этот человек заключает в себе одном всю русскую оппозицию».

Его отец Семён Иванович был опытным флотоводцем, писателем и переводчиком. Составил «Свод особых морских сигналов». Считался талантливым изобретателем: придумал компас со стрелкой, намагниченной искусственным (а не естественным, как прежде) магнитом.

Сын от родителя не отставал. Николай Мордвинов занимался подготовкой множества экспедиций и кругосветных плаваний, в том числе, организацией путешествия Ивана Крузенштерна.

КРУЗЕНШТЕРН: На далеко-дальнем востоке нашей Родины, там, где она, просыпаясь, уже встречает утро нового дня, а ее столица все еще продолжает жить хлопотами дня вчерашнего и только-только неспешно начинает готовиться к ночному отдыху, там, на легендарном острове Сахалин, в самой южной части его восточного берега, между гордыми мысами Свободный и Сенявина, плещут уверенные в своей силе размеренно-стальные волны залива Мордвинова. Много повидавшие на своем веку, покрытые благородной сединой, чуть отдающей желтизной, прибрежные скалы, пристально вглядываясь в далекий тихоокеанский горизонт, кажется, безмолвно, как-то по-стариковски скорбят, тоскуют о скрытой за ним навсегда утраченной Русской Америке. И, помня уроки прошлого, зорко берегут покой и неприкосновенность нынешних границ государства! Вечная, непрекращающаяся служба Отечеству!

Именем адмирала Николая Мордвинова был назван залив в Охотском море у южной оконечности острова Сахалин и островов у берегов Антарктиды.

«Я одряхлел на службе России», это его последние слова. Прославленный адмирал скончался в Петербурге на 91 году жизни. В тот день весь город пришёл попрощаться со своим героем, рассказывала дочь флотоводца Наталья.

НАТАЛЬЯ – ДОЧЬ: На вынос тела прибыли Император Николай I и Великий князь. Они прошли за гробом пешком всю площадь в Александро-Невской лавре и присутствовали при погребении адмирала на Лазаревском кладбище, самом старом из сохранившихся мест захоронения.

А в особом журнале, под названием «Воспоминания о графе Николае Семёновиче Мордвинове» было записано:

СОВРЕМЕННИК АДМИРАЛА: Так сошел в могилу этот знаменитый и замечательный человек! Да возгордится каждый русский, что он был его соотечественником и да будет он примером всему своему потомству — внукам и правнукам!

Слушайте программу «Адмиралы русского флота» на Радио ЗВЕЗДА