Решил я вспомнить прошлое и поставил себе прям пачку частей Counter-Strike. Конечно залез и в моддинг, чтобы посмотреть, что и как там работает сегодня, да и вообще как дело обстоит с модами. Но обо всём по порядку. Начнём наверно с самых основ, с создания игры и из чего она выросла.
Counter-Strike (также известная как Half-Life: Counter-Strike или Counter-Strike 1.6) — многопользовательская компьютерная игра в жанре шутера от первого лица, разработанная и выпущенная для Windows американской компанией Valve. Первоначально Counter-Strike представляла собой пользовательскую модификацию к игре Half-Life, разработанную энтузиастами Минем Ле и Джессом Клиффом в 1999 году; в дальнейшем Valve наняла обоих разработчиков на работу и приобрела у них права интеллектуальной собственности на игру, в 2000 году выпустив доработанную версию Counter-Strike уже как самостоятельную игру. Игра была в разные годы портирована на ряд платформ
Да, серия CS родилась прямиков из Half Life 1 на том же движке GoldSrc (GoldSource).
GoldSrc представляет собой игровой движок, написанный на языке C++ и основанный на кодах Quake engine, Quake 2 engine (id Tech 2) и других кодах, предоставленных Valve id Software. Как отмечается авторами, он был в значительной степени написан силами самой Valve
Следующее поколение движка стал называться просто Source.
И раз мы говорим за Counter-Strike, то на GoldSrc вышли такие части как: Counter-Strike (модификация CS, далее самостоятельная версия 1.6), Counter-Strike: Condition Zero с подчастью к ней Counter-Strike: Condition Zero Deleted Scenes. А вот на Source уже вышли Counter-Strike: Source, Counter-Strike: Global Offensive и Counter-Strike 2 (CS Source 2. 2023). Но обо всём по порядку.
Counter-Strike и Counter-Strike 1.6 (1999 - 2000)
Конечно в каких то небольших городах, во времена компьютерных клубов, никто и не думал о том откуда появилась сама Counter-Strike.
Поэтому мы играли в то, что просто было популярно. А это Half Life, Quake, Anreal и конечно же Counter-Strike.Во многих клубах компьютерных тогда даже интернета не было, поэтому естественно ни о каких Steam речи тогда и не шло, а просто где то и кто то скачивал разные сборки Counter-Strike, даже модифицированные или же вручную запихивали туда моды. Это всё из воспоминаний из детства.
Counter-Strike: Condition Zero с подчастью к ней Counter-Strike: Condition Zero Deleted Scenes. (2004)
Вообще знаменательный был год для Counter-Strike. Я поиграл уже в Counter-Strike: Condition Zero довольно поздно, где то может в 2008 уже на своём ПК.
Condition Zero была уникальна тем, что тут реализовали миссии на прохождение. Например каждый этап давали по три карты с заданиями, где необходимо выполнить ряд задач.
Вроде бы довольно простая идея. Но тут пошли дальше и реализовали очки, которые необходимо было зарабатывать на напарников - ботов. При этом уровни становились сложнее, открывались новые боты с более высокой сложностью и соответственно они стоили больше очков.
Играть было интересно, но на высоких сложностях задания становились всё более неоправданно сложными. Например убить трёх врагов с дробовика и при этом нужно умудриться не умереть. Или "спасите всех заложников", а как мы знаем уровень заканчивался при устранении всех врагов и заложников спасти не всегда удаётся. Спорные были задания, учитывая что на высоких сложностях вообще было проблематично выжить вообще. Но такой был хард раньше =).
Касаемо дополнения Deleted Scenes, тут уже попытались реализовать сюжетную кампанию Counter-Strike. Я её совершенно не помню, но по геймплею это были уровни на прохождение именно, где нам нужно было двигаться вперёд, искать оружие, смотреть катсцены, следить за сюжетом и т.п.
В далёких 2000х годах я тогда обрадовался такой вещи, потому что Counter-Strike показывал, что он может быть не только ПВП шутером, но и чем то большим. И на сегодняшний день это довольно хороший пример, как должны вообще развиваться игры, что одна серия игр может быть в разных поджанрах.
Т.е. Counter-Strike был ПВП шутером, мог стать ПВЕ шутером с ботами к примеру, мог быть сюжетным шутером, а так же мог быть просто шутером на прохождение уровней с заданиями.
Counter-Strike: Source (2004)
И тоже 2004 год. Но в отличии от Condition Zero, следующая часть была на другом движке Source и соответственно получила название Source. Если конкретизировать, то в 2004 году версия движка называлась Source Engine 6 и первая игра на нём была Half Life 2. А в 2013 году вышла уже версия аж Source Engine 24. И соответственно все игры Valve разрабатывались на этом движке, который улучшали со временем.
Сама же Counter-Strike: Source была соответственно улучшена по качеству графики, анимациям и физике, плюс дополнительные всякие правки. Разница в плане механик была довольно привычной по отношению к версии CS1.6, поэтому фанатов и старых игрокой это устраивало.
Ковыряя сегодня Counter-Strike: Source, я заметил что теперь тут стало проще ставить те же модификации, в отличии от старых частей серии, где приходилось уже бэкаписть файлы игры. Т.е. в Counter-Strike: Source есть отдельная папка для модификаций. Правда очень странно, что для старых частей серии не сделали Steam Воркшоп.
Counter-Strike: Global Offensive (2012)
Только лишь через 8 лет сделали продолжение в серии. Мне не очень нравится Counter-Strike: Global Offensive (CS:GO), потому что отличий от предыдущих частей вообще нет кроме графических. Геймплей остался тот же, с минималистичными изменениями. А вот зато......
.....нашлось место азартным лутбоксам, где люди игрались уже не в тот Counter-Strike ради развлечения, а все перешли на него преимущественно из за какой то наживы скинов. А ведь анимации у оружия для 2012 года уже были кривые, к оптимизации можно и придраться на релизе. Тут скорее в CS:GO уже проглядывались минусы. А потом по итогу вообще игра стала бесплатной, потому что спокойно жила на внутриигровой "Торговой площадке" или на других левых сайтах, вполне принося существенную прибыль на скинах. CS:GO по большей части стала не про геймплей, а про рынок и токсичность, плюс кража аккаунтов посредством например API-ключей. Для таких старых игроков как я, Counter-Strike была ценна другим, когда она принесла в игроиндустрию вот этот соревновательный режим. Но CS:GO можно считать скорее деградацией в серии.
Если мы сегодня посмотрим на рейтинг Counter-Strike: Global Offensive и сравним его с Counter-Strike: Source, то у Source оценочки то повыше будут в итоге. Почему так получилось? Потому что игрокам нужен улучшенный процесс игры, а не платный дополнительный контент в виде лохотрона.
Когда что то приносит деньги, то разработчикам уже не важен выпуск новых частей. И Valve между прочим это видит, но поздно реагирует. В 2023 году они якобы должны выпустить Counter-Strike: Source 2, но пока он находится в бете и что будет с монетизацией, пока непонятно.
Спин-оффы - ответвления в серии.
Тут многого не расскажу, потому что сам узнал про что то буквально на днях.
Counter-Strike: Neo (2003). Это японская версия Counter-Strike, только сильно переработанная, плюс для аркадных автоматов. Переработали тут скины оружия и игроков, карты, интерфейс оружейного магазина и многое другое.
Поиграть в Neo можно только на аркадных автоматах, где весь прогресс можно было сохранить на специальных пластиковых карточках для них. Плюс ко всему уже японский разработчик даже регулировал внутриигровые цены на оружие, т.е. чем чаще пользуются например, то и будет стоить дороже. Разработчиком и издателем игры были Bandai Namco кстати.
CS2D (2004). Это по факту мини игра в серии CS, только с видом сверху, т.е. в 2D. Особо тут рассказывать нечего, это просто более упрощённая вариация CS.
Counter-Strike: Online 1,2 (2008 - 2013 - 2018). Counter-Strike: Nexon Zombies (2014).
Наверно стоит более подробно остановиться на Counter-Strike: Online 1 и 2 части, потому что она была более популярной, крупной и доступной из спин-оффов. Если Neo у нас была направлена только на японский рынок и для аркадных автоматов, то Counter-Strike: Online уже охватила именно большинство азиатского рынка. Разработчиками являлись Nexon Corporation, всё делалось по лицензии Valve.
В 2008 вышла Counter-Strike: Online 1. В 2013 вышла Counter-Strike: Online 2. Похожие изменения произошли и с этими частями, как и с прошлой частью Neo. Правда сюда добавили много оружия и лутбоксы. Плюс был знакомый нежелательный дисбаланс с увеличением мощности оружия через микротранзакции. Конкретно в какой части и что было, не вникал. Но Online был уже по большей части игрой для азиатской аудитории, с добавлением всяких тяночек. Это пожалуй основное, что нужно знать.
К сожалению ни 1 часть, ни 2 часть просто не выжили и в 2018 году официальные сервера были закрыты. Но игра жива за счёт неофициальных серверов, которые сделали фанаты. А почему закрыли официальные сервера, нигде толком не рассказывается. Но якобы что то упоминается про мошенничество самих разработчиков Nexon Corporation. Мутная, непонятная история в итоге и почему закрылись сервера, тоже никто толком не объясняет.
Помимо этого Nexon Corporation так же занималась разработкой уже упомянутой Condition Zero, плюс ко всему они сделали так же бесплатную версию Counter-Strike Nexon: Zombies в 2014 году, где уже в знакомых механиках CS нам давали сражаться с зомби в кооперативе.
Выглядело это странно и оценки так не поднялись до нормального уровня. Собственно зачем надо было играть в это, если уже давно была шикарная серия Left 4 Dead. Но я думаю люди не перестают мечтать ещё о чём то более самобытном с механиками CS до сих пор. Кстати почему бы и нет, да только качество подвезите как говорится.
Уникальность Counter-Strike.
Вообще наверно стоит упомянуть про уникальность Counter-Strike, потому что по сравнению с тем же Half Life 1, Counter-Strike уже была совершенно другой игрой по механикам. Если в Half Life 1 не учитывался например разброс пуль от выстрела, хотя местами там такое тоже было в плане ну необязательных механик, то уже в Counter-Strike ввели такое понятие как прицельная стрельба, зависимость разлёта пуль от движения игрока (бег, ходьба), зависимость разлёта пуль от положения тела игрока (сидя, стоя). Ну если я не ошибаюсь, на то время под конец 90х годов, такими свойствами не обладал тогда ни один шутер. По крайней мере Counter-Strike вывел подобные геймплейные особенности в игровое сообщество.
Итоги по Counter-Strike.
И даже сегодня в старую Half Life 1 кто то играет. А игра аж 1998 года, т.е. ей уже почти 25 лет. Так получилось, потому что Half Life 1 заложила некоторые новые принципы в 3D шутеры.
А потом уже с совершенно новыми шутерными механиками появился на свет Counter-Strike. К сожалению как сетевой шутер, серия Half Life больше так и не развилась, потому что Half Life 2 ценился уже больше за сюжет, но механики не принесли ничего особо нового, несмотря даже на новый движок Source. У Counter-Strike судьба сложилась чуть получше, тут вышло аж 3 успешные игры, это 1.6, Condition Zero и Source, которые так и остались главными основоположниками подобного ПВП жанра.
Спин-оффы в основном направлены на азиатскую аудиторию, хотя там и были некоторые интересные идеи. На других рынках о подобном никто и не просил, тем более что появлялась масса других интересных игр.
Единственно пока я тут тестил и вспоминал разные части серии Counter-Strike, немного был опечален в итоге, что на франшизу было сделано мало качественных артов, мало качественных модификаций. Явно не хватает старым частям CS своего Воркшопа к примеру. Вроде игра то популярная, а за десятилетия по игре сделано мало качественного контента.
Ну а на этом наверно всё. Немного вспомнили про ещё одну интересную серию игр. Серия Counter-Strike конечно же у всех на слуху, но мне было интересно поковырять некоторую информацию, узнал и сам много интересного.