Найти тему
Байкальские огни

Сельское хозяйство Бурятии охватил кадровый голод. В ООО «Рубин» с. Колесово стало некому работать

Идёт уборка бобов на силосную массу.
Идёт уборка бобов на силосную массу.

Этой осенью поля колесовского «Рубина» удивили своим урожаем. Точнее, его разнообразием. Вот целое поле подсолнухов высотой под три метра – невиданное в наших краях дело! А вот непривычная для наших аграриев кукуруза…

В «Рубине» всегда старались кормить своё стадо полноценно и разнообразно, но в этом году рацион кормов будет максимально витаминизированным и благотворным для надоев и вообще здоровья всего поголовья.

- Наши поля засеяны кукурузой, подсолнухом, бобами, горохом, суданской травой, сорго-суданковым гибридом, викой, просом, — говорит бригадир Владимир Дармажапов. — Заготовка силоса подходит к концу. Одну яму уже заполнили, в ней 4,7 тонны, сейчас заполняем вторую. Да, силос нынче будет насыщенным разными культурами и сбалансированным. Впервые посеяли подсолнух, специально под него купили роторную жатку.

В бригаде человек 15, некоторых перебрасывают с одной работы на другую. Ведь идёт не только заготовка силоса, но и другие работы, например, пахота и культивирование зяби – полей, вспаханных с осени под весенний сев.

- Это тоже очень важная работа, — считает Владимир Сергеевич. — Чем раньше весной будут готовы поля, тем лучше. Но не хватает рабочих. Сейчас Михаил Павлович Благодетелев и Артём Николаевич Гашов после заготовки силоса пересядут на комбайны, будут убирать зерновые.

Сам он и отвечает за бригаду, и ещё работает водителем – отвозит силосную массу на ферму. На силосе работают два комбайна «Полесье», на уборку зерновых отправили четыре, но работают не все. Причина та же – нехватка механизаторов. Два комбайна пока стоят, но новый, купленный в этом году, задействован. Плюс ещё два трактора с жатками.

Косовица зерновых уже началась. Уборка пшеницы пока идёт раздельно. Сначала зерновые сваливают: косят и складывают в валки – ряды скошенной культуры. В валках она просушится, пока стоят погожие дни, сорняки завянут и не будут мешать при обработке зерна. Его обмолот после сушки в валках пойдёт легче. Если бы было больше механизаторов, с работой справились бы быстрее.

- Катастрофически не хватает рабочих рук! Не пойму, почему люди не хотят работать, — недоумевает директор ООО «Рубин» Александр Никонов. — Вроде зарплата у нас нормальная, меньше 30 тысяч никто не получает. За хорошую работу доярки получают до 60 тысяч, механизаторы – в пределах 60-70 тысяч, а в уборочную страду – ещё выше. И техника новая. Но не идут, сидят по домам. Делаем заявки в Центр занятости, оттуда к нам направляют людей, а те просят: подпишите заявление, что у вас нет рабочих мест. Я им говорю: вас прислали работать – идите работайте, а они: нет, работать не будем. Я, конечно, им ничего не подписываю, нечего дармоедов разводить. Ведь если я подпишу такую бумагу, им государство будет платить пособие, а они будут сидеть дома.

В обед на полевом стане: Михаил Благодетелев, Владимир Новосельцев, Максим Власов, повар Евгения Девятирикова.
В обед на полевом стане: Михаил Благодетелев, Владимир Новосельцев, Максим Власов, повар Евгения Девятирикова.

Александр Сергеевич – человек принципиальный и, можно сказать, трудоголик. Ему уже за 70, но он не может сидеть без работы. И землю очень любит. Человек советской закалки – наверное, самой правильной на сегодня. В то время не плодили лентяев, и даже была статья в Уголовном конкурсе за тунеядство. Привлекали к ответственности и за пьянку.

Понятно, что работа в сельском хозяйстве никогда не была лёгкой. Но раньше люди с охотой шли в доярки и механизаторы, а сейчас не загонишь, особенно молодёжь. Поля все возделывались, а сколько в районе было колхозов (больше десяти точно)! В последние советские годы только совхозов было пять, и все были укомплектованы кадрами, а сейчас что? К чему это всё приведёт?

- Многие получают пособия, зачем им работать? Всё-таки тут должна быть какая-то государственная кадровая политика, — считает директор «Рубина». — Ну хорошо: даёте вы своим гражданам возможность сидеть на шее государства, тогда дайте возможность сельхозруководителям приглашать мигрантов! Но столько препон в этом деле, столько сложностей в оформлении работников… Нужно вводить в штат отдельного человека, который занимался бы такими вопросами…

Действительно, у каждого сотрудника здесь своих обязанностей под завязку. И никогда не бывает, чтобы всё шло гладко. У сельских тружеников много природных врагов: засуха, дожди, заморозки. Нынче вот наводнение подбросило проблем. Не даёт сплавлять с островов скот. Сколько времени нужно, чтобы там согнать коров в одно место: протоки разлились, переплывая их, слабая скотина и маленькие телята тонут.

А если всех в целости и сохранности загрузят на паром и переплавят на «большую землю», а их тут никто не встретит, так как пастухов тоже не хватает, то отвыкшие от «родины» коровы либо разбегаются, либо плывут обратно, потому что там остался телёнок. В общем, мороки с этим очень много. А сплавлять уже пора. Задействованные работники каждый день «купаются» досыта. И сколько бурёнок недосчитаются в хозяйстве по окончании сплавки, никто не знает.

- И никому нет до этого дела, — досадует Александр Сергеевич. — Ни помощи, ни понимания...

Но ничего, хозяйство переживало и более трудные времена, и ситуации бывали похуже. Настрой на работу у коллектива есть. Пример показывает руководство. И хочется надеяться, что власть всё же повернётся лицом к сельскому хозяйству.