ПРИМЕР ИАКОВА
После того как Бог явился Иакову в Вефиле, пообещав ему благословить его и быть с ним (Быт. 28:10-15), патриарх вновь отправился в путь, ведший в Харран. В переводе Международного Библейского Общества сказано, что «Иаков продолжил путешествие» (Быт. 29:1), однако в еврейском языке буквально сказано «поднял стопы свои». Это указывает на то, что теперь патриарх шагал с уверенностью, не боясь ни Исава, ни возможных разбойников, как, вероятно, было раньше, когда он только покинул дом. Когда Иаков достиг колодца около Харрана и встретил пастухов, которые знали Лавана, он, должно быть, понял, что без Божьего водительства тут не обошлось. Конечно, не было случайностью, что они могли указать ему на Рахиль, дочь Лавана, подходившую к колодцу со своими овцами.
Иаков полюбил Рахиль сразу, как только увидел ее. «Радость пред Господом» была «подкреплением» для него (Неем. 8:10), и дала ему силы отодвинуть накрывавший колодец тяжелый камень, чтобы напоить ее овец. Эти предусмотренные Богом события так глубоко тронули Иакова, что он обнял свою прекрасную двоюродную сестру и поцеловал, возвысив свой голос со слезами радости на глазах (Быт. 29:9-11). Вскоре он запустил процесс, целью которого было получить Рахиль в жены, и в ходе него пообещал ее отцу отслужить за нее в качестве выкупа семь лет (Быт. 29:15-20).
Иаков и представить себе не мог, какие трудности ему предстоит пережить, женившись на Рахили и попав в ее семью. Однако во всех его трудностях Бог был с ним, готовя его стать отцом двенадцати сыновей, которые станут прародителями двенадцати колен Израилевых. В свое время все это должно было привести к исполнению Божьих обетований, данных Аврааму и Исааку в том, что от их потомков произойдет великий народ и что они будут источником благословений для всех племен земных (Быт. 12:2, 3; 15:5, 13-15; 17:4, 5, 16; 22:17, 18; 26:2-4, 24, 25).
Как Иаков нуждался в подтверждении того, что Бог с ним и ведет его в его путешествии в Харран, так и верующие в любом поколении нуждаются в этом же.
ПРИМЕР МОИСЕЯ
Моисей воспитывался как царский сын. Он был хорошо «научен» и «был силен в словах и делах» (Деян. 7:22). Когда ему было около сорока лет, он, очевидно, решил, что может управлять своей жизнью так, как хочет (как Иаков делал долгие годы). Он взял на себя смелость убить египтянина, который жестоко обращался с израильтянином, думая, что его народ соберется вокруг него как своего избавителя (Исх. 2:11, 12; Деян. 7:23-25); но он ошибся как со средствами избавления Израиля, так и с выбором времени. Он был вынужден бежать от гнева фараона в Синайскую пустыню (Исх. 2:15; Деян. 7:29). Господь, однако, в Своем провидении позаботился о нем, направив его к Иофору и его семье. Там он нашел убежище, жену и работу пастухом на сорок лет (Исх. 2:16-21; Деян. 7:30). Он также обрел смирение.
Затем, когда Моисею исполнилось восемьдесят лет, Яхве призвал его вернуться в Египет, чтобы вызволить свой народ из рабства и привести их в землю обетованную. После стольких лет от его неуместной самоуверенности не осталось и следа, и он сделал несколько попыток отказаться от этой опасной миссии. Моисей согласился пойти только после того, как Бог пообещал ему, что будет с ним в чудесах и знамениях и что Аарон будет его уполномоченным оратором (Исх. 3:10—4:17).
После случая с золотым тельцом у горы Синай Бог сказал Моисею, что Он пошлет ангела сопровождать израильтян в землю обетованную, но Сам лично с ними не пойдет, так как у Него всегда будет побуждение уничтожить народ за их упрямое неповиновение (Исх. 33:1-5). Это не удовлетворило Моисея, и он сказал Богу: «Если не пойдешь Ты с нами, то и не выводи нас отсюда» (Исх. 33:15). Иначе говоря, Моисей считал, что им не следует идти, если Бог не пойдет с ними лично. В ответ на это Яхве сказал Моисею: «И то, о чем ты говорил, Я сделаю, потому что ты приобрел благоволение [кхен, «милость, благодать»] в очах Моих, и Я знаю тебя по имени» (Исх. 33:17). Именно личное присутствие Яхве укрепляло Моисея, дав ему силы вывести израильтян из рабства и привести их к пределам земли обетованной.
ПРИМЕР АПОСТОЛОВ
Новый Завет также демонстрирует необходимость личного присутствия Бога. Учеников Иисуса сильно беспокоила мысль, что Он может оставить их (Ин. 14:1-3), поэтому Он пообещал, что они получат Духа Святого (Быт. 14:17). Они не останутся сиротами (брошенными и одинокими), ибо Он и Отец придут к ним (Ин. 14:18, 23). После того как Иисус воскрес из мертвых, Он послал апостолов с Великим поручением, обещая быть с ними «во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Марк рассказал об исполнении этого обещания и признал присутствие Христа в их жизни, заявив: «А они пошли и проповедовали везде при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями» (Мк. 16:20).
О присутствии Иисуса апостолы знали не только и не столько благодаря знамениям, которые совершали во время своего служения. Как и в случае с Иаковом, Божье присутствие и обещания придавали их стопам уверенность. Евангелие, которое они проповедовали, было воистину «силой Божией ко спасению» (Рим. 1:16), потому что оно было вестью о Божьей любви к миру (Ин. 3:16). Более того, высшим проявлением этой любви был приход Иисуса Христа, единородного Сына Божьего, в мир, чтобы умереть за грехи всего человечества (1 Тим. 1:12-17; 1 Ин. 1:7—2:2; 4:9, 10). Его смерть не была концом: после погребения Он на третий день воскрес из мертвых (1 Кор. 15:1-6), а затем вознесся на небеса. В день Пятидесятницы, когда апостолы проповедовали евангелие, призывая народ к покаянию и крещению, была основана Его церковь (Деян. 2:22-42; см. Рим. 6:1-4).
Когда апостолы и другие христиане сталкивались с трудностями, присутствие Господа укрепляло их. Они могли смотреть в лицо гонениям и даже смерти, потому что знали, что Сын Божий был с ними (Деян. 7:54-60; Рим. 8:35-39; Фил. 4:11-13; 2 Тим. 1:8-12; 2:8-13; Евр. 13:5, 6). Каждый христианин обладает этим присутствием благодаря тому, что Дух Святой обитает в них (Деян. 2:38; Рим. 8:9-14).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы не должны обманываться, думая, что являемся господами своей души. Вместо этого мы должны покориться воле Господа.