В начале 1920-х годов американский писатель, путешественник и географ-ученный Фрэнк Дж. Карпентер взял интервью у начальника подразделения Канадской конной полиции в г. Доусон, территория Юкон, который хорошо нам известен по рассказам Джека Лондона, как столица Золотой лихорадки на Клондайке. Полицейский в доступной форме разъяснил, как удается силами 58 полисменов поддерживать закон и порядок на такой малонаселенной дикой территорией.
Канадская конная полиция
Наш "дикий и буйный Запад" исчез, но в Канаде все еще существуют огромные неосвоенные территории, где белые люди прокладывают себе путь в условиях, аналогичных тем, что были в США одно или два поколения назад. Но если наш фронтир был известен своим беззаконием, то Канадский Доминион отличается минимальным количеством преступлений. На канадском Северо-Западе "плохой человек" не может долго играть в прятки с всевидящим оком закона, и в девяти случаях из десяти его ждет быстрое и неминуемое наказание.
От обширных пшеничных полей, прилегающих к границе США, до золотых рек Юкона, и от Великих озер до Северного Ледовитого океана поселенец, старатель или торговец спокойно засыпает в своей постели, не опасаясь за свою безопасность. И главная заслуга в этом - работа канадской конной полиции.
Обязанности конной полиции весьма разнообразны. В частности, на них возложена ответственность за соблюдение государственных законов, они полностью отвечают за правопорядок на Северо-Западной территории, на Юконе, национальных парках и индейских резервациях. В других регионах организация сотрудничает с властями провинций и государственными ведомствами. Она следит за соблюдением таможенных правил, акцизных норм, пресекает распространение радикальной и революционной пропаганды, контролирует хранение взрывчатых веществ.
Для усиления чиновников индейского департамента иногда высылаются специальные патрули, когда поступают сообщения о беспорядках среди их подопечных. Одни из конных полицейских следят за тем, чтобы ставки на ипподромах в различных провинциях не нарушали законов, другие - сопровождают поезда с урожаем до места назначения и предотвращают беспорядки в пути. Патрули на собачьих упряжках отправляются за сотни километров на Крайний Север для поддержания порядка и расследования преступлений среди эскимосов.
Конная полиция патрулирует границу США, предотвращая контрабанду спиртных напитков, китайских товаров и наркотиков. Они разъезжают по новым колонизированным районам, посещая дома поселенцев и следя за скотокрадами. Любое заявление о нарушении закона или порядка оперативно расследуется, и сотрудник полиции может месяцами находиться в роли детектива, занимаясь поиском улик или розыском подозреваемого.
Конная полиция проложила многие тропы на Крайнем Севере. Когда в Клондайке вспыхнула золотая лихорадка, они построили первую дорогу через дикие земли Юкона и открыли для старателей проход через канадскую часть Скалистых гор. Каждый раз, когда открывают новый золотоносный район или сообщается о находке нефти, конная полиция прибывает на место одной из первых, и все в курсе, что закон всегда рядом. Именно поэтому в дни золотой лихорадки на Клондайке было спокойно, в то время как на Аляске, на другой стороне границы, пресловутые "плохие люди", такие как "Мыльный Смит" и его банда, некоторое время пользовались почти неограниченной властью.
Вдоль новых троп конная полиция иногда строит заимки с запасами продовольствия для старателей, попавших в экстремальную ситуацию. Они часто оказывают помощь тем, кто оказался в дикой местности беспомощным из-за травмы, болезни или сумасшествия. Они разрешают на месте мелкие споры, особенно среди индейцев и эскимосов, иногда заключают браки и, как сказал мне сегодня инспектор из Доусона, делают практически все, что может предложить государственный аппарат, за исключением разводов. В крайних случаях сотрудник полиции может арестовать собственного подчиненного, рассмотреть его дело, приговорить к смерти и, наконец, выступить в роли священнослужителя, палача и коронера. При этом практически незыблемым правилом организации является то, что заключенный должен быть доставлен живым и ему должен быть дан шанс на справедливый суд.
Вся эта деятельность осуществляется силами всего лишь чуть более одной тысячи человек, разбросанных от приморских провинций до границы с Аляской. Здесь, на Юконе, их всего пятьдесят один, причем часть служебного транспорта составляют как лошади так и собаки.
Чтобы поступить на службу в конную полицию, человек должен обладать дружелюбным характером, крепким здоровьем и определенным образованием. Большинство мужчин говорят на французском и английском языках. Возраст призывников - от 22 до 40 лет, они должны быть холостяками и опытными наездниками. Срок службы - три года, с возможностью повторного заключения контракта. Многие из нынешнего состава полиции уже по многу раз перезаключали контракт. При обучении полицейского большое внимание уделяется стрельбе из винтовки и пистолета, дисциплина, в которой конная полиция в настоящее время является чемпионом Канады. Многие из них - молодые англичане, не сумевшие добиться успеха, а кое-кто - младшие сыновья из благородных семейств. В былые времена рядом с бывшим цирковым клоуном и братом баронета служил сын писателя Чарльза Диккенса.
Инспектор Юконского подразделения в Доусоне является военным правителем всего региона, превосходящего по площади Германию. Зона его ответсвенности начинается на юге, в тридцати милях от Тихого океана, и простирается на север до острова Гершель, недалеко от места впадения реки Маккензи в Ледовитый океан. Его длина составляет около тысячи миль, а ширина - несколько сотен миль. Инспектор рассказал мне, что его силы разбросаны по всей этой территории, от Уайт Хорс, где заканчивается железная дорога Уайт Пасс, до Рэмпарт Хаус, на Полярном круге. Когда я спросил его о работе его подразделения, он сказал:
"Каждый из наших констеблей имеет одного-двух помощников, а иногда и индейца, и все вместе они совершают патрулирование территории. Они отправляются в длительные поездки на прииски и сообщают о том, что происходит среди старателей. В труднодоступных местах они следят за порядком среди индейцев и эскимосов. Они также заботятся о малоимущих и душевнобольных. Недавно мы узнали, что в районе Донжека на свободе находится опасный сумасшедший. Наш патруль отправился за ним и доставил его за несколько сотен миль через всю страну в Уайт Хорс, откуда его потом отправили в приют. В прошлом году наши люди проникли в районы, где еще не бывали; они часто совершают поездки за сотни километров на собачьих упряжках".
Тотальный контроль
"Но как вы можете контролировать людей на такой большой территории?" - изумился я. "Вся ваша земля - это дикая местность, и больше полугода она покрыта снегом и льдом".
"Каждая гостиница и трактир обязаны вести ежедневный учет всех, кто там останавливается, - ответил он, - и я могу ответственно заявить, что мы знаем, где каждый человек на этой территории спит каждую ночь. Мы получаем информацию обо всех пассажирах, которые отправляются вверх или вниз по реке, и получаем сообщения с каждой телеграфной станции, через которую они проходят во время путешествия. Когда пароход отправляется из Уайт Хорс в Доусон, капитан сообщает имена своих пассажиров, и их передают сюда по телеграфу. Если кто-то сходит по дороге, его имя передается нам, и мы сверяем список, когда приходит судно. Если три человека отправляются в путь на каноэ, то, проходя мимо следующей телеграфной станции, мы узнаем, не пропал ли один из них. Патрули также посылают отчеты об именах и делах всех новых жителей в своих подопечных районах".
Количество преступлений
"Дайте мне представление о количестве преступлений, совершаемых на вашей территории".
"У нас достаточно хорошие показатели", - ответил инспектор конной полиции. "В прошлом году мы расследовали сорок два дела, из которых только восемь проходили по уголовному кодексу. По этим сорока двух делам мы вынесли тридцать семь обвинительных приговоров. Не забывайте, что речь идет о территории, равной Франции, и о населении, состоящем в основном из жителей границы, старателей, индейцев и эскимосов. В большинстве случаев у нас в тюрьме сидит так мало плохих персонажей, что трудно поддерживать порядок в казармах и правильно подстригать газон. Недавно мы осудили двух женщин за то, что они обчищали карманы подвыпивших мужчин. Сейчас обе работают в тюремной прачечной, так что до конца года нам обеспечена помощь в стирке служебного белья.
"На нашей территории совершалось очень мало убийств, - продолжил инспектор.- В среднем менее одного в год в течение первых двадцати лет после большого наплыва на Клондайк, и во всех без исключения случаях виновные были пойманы и казнены. С преступлениями в этой части света связано несколько интересных историй. Взять, к примеру, одно из них, произошедшее на Аляске. Убитый был старателем, которого прикончил индеец в конце сезона добычи золота, когда шахтеры уже собирались уходить на зимовку. У них не было времени преследовать индейца, но они пошли к вождю его племени и сказали ему, что он должен поймать убийцу и приготовить его к их возвращению весной. Когда наступила весна, они пришли к вождю и потребовали выдать убийцу. Тот ответил:
"Я поймал его. Идите посмотрите". Тогда он отвел их на окраину лагеря и показал им мертвого индейца, вмороженного в большую глыбу льда. Пока они смотрели, вождь продолжал:
"Мы взяли его прошлой осенью. Мы знаем, что вы убьете его весной, поэтому застрелили его осенью. Что толку кормить его всю зиму?"...
.... "А у вас были случаи линчевания?" - спросил я.
"Я не думаю, что во всей Канаде когда-либо происходил самосуд", - ответил инспектор. "И, конечно, я никогда не слышал о таком на Юконе. В наших краях также нет случаев разбойных нападений на дороге, которые, как мне рассказали, нередки в Соединенных Штатах"...
Примечание. Силы Конной полиции на Юконе составляли: в 1894 г. - 20 чел, 1897 г. - 98 чел, 1898 г. - 288 чел, (почти 1/3 всего личного состава Конной полиции Северо-Запада). Полицейские установили кордоны с пулеметами на горных перевалах на границе с Аляской, разворачивали назад старателей, у которых не было с собой годового запаса продовольствия, и всячески следили за порядком. Полицейские представляли собой все три ветки власти на Юконе, что дало некоторым критикам назвать территорию "полицейским государством". Однако, благодаря их усилиям, в первый год существования г. Доусона в нем не было совершенно ни одного убийства и был предотвращён массовый голод.
Пример расследования преступления
... "Одно из классических дел по нашей службе, - снова заговорил инспектор, - это дело Кинга-Хейворда. Эдвард Хейворд, молодой англичанин, был убит в диких местности в районе Малого Невольничьего озера. Он отправился туда из Эдмонтона, чтобы поохотиться вместе с Чарльзом Кингом, американцем из Солт-Лейк-Сити. Несколько недель спустя индеец сообщил одному из наших сержантов, что двое белых мужчин появились в этой местности, и один из них пропал.
Офицер вышел на тропу, нашел последний костер, где, по словам индейца, он видел обоих мужчин, и просеял пепел. Он нашел три почерневших куска плоти и кусочек черепной кости. Рядом с костром находился небольшой пруд. В нем индианки стали вылавливать пальцами ног все твердые предметы, которые можно было найти в иле. Они принесли заколку-булавку необычной конструкции и карманную книжку. Пруд был осушен, и на дне оказался ботинок с воткнутой в него сломанной иглой. Затем сержант исследовал пепел от костра с помощью микроскопа, в котором обнаружил ушко сломанной иглы.
"Кинга выследили и арестовали, а брата Хейворда привезли из Англии, чтобы тот опознал вещи убитого. Сержанту потребовалось одиннадцать месяцев, чтобы закончить дело, и ему пришлось привезти в Эдмонтон сорок свидетелей из числа индейцев и полукровок с Малого Невольничьего озера для дачи показаний на суде. Но в конце концов Кинг был осужден и повешен. Все это обошлось канадскому правительству более чем в тридцать тысяч долларов, но не было сочтено пустой тратой денег".
Я поинтересовался у инспектора причиной большинства преступлений по его подразделению. Он ответил:
"Одна из наших проблем - контрабанда спиртных напитков. Мы прилагаем особенно много усилий, чтобы они не попали к индейцам, но тем не менее алкоголь все равно просачивается. В одном случае бутылки с виски были отправлены на Юкон в свиных тушах. В другом случае женщина придумала резиновый рукав, который она наполняла виски. Чтобы выпить, достаточно было сильно сжать ее руку".
Зло должно быть наказано
Я спросил, как получилось, что всякие темные личности так боятся конную полицию, и как вся эта громадная территория может контролироваться небольшой горсткой полицейских. Офицер ответил:
"Каждый человек в приграничной Канаде знает, что если его разыскивает конная полиция, то она обязательно его найдет. Беглец от правосудия может легко убить одного из наших людей, посланных зв погоню, но он понимает, что если он это сделает, то на место убитого встанет другой, и так до тех пор, пока его не задержат. Я видел, как констебли арестовывали людей вдвое тяжелее и сильнее себя, как один или два человека сбивали в кучу целую толпу подозреваемых и доставляли их всех в тюрьму. Это относится не только к нашим собственным нарушителям закона, но и к тем, кто приезжает с Аляски. Они могут быть опасны по ту сторону границы, но, когда оказываются здесь, то теряют свой гонор.
"Самое главное, что нам помогает, - заключил начальник полиции, - это то, что государство поддерживает нас до самого предела. Например, по одному известному делу об убийстве обвинительный приговор обошелся нам в двести тысяч долларов, но дело было сделано, и виновный был повешен. Оттава всегда говорит нам, что готова потратить любые деньги, лишь бы убийца не остался безнаказанным. Именно такая политика позволяет нам поддерживать здесь порядок".
Источник - Canada and Newfoundland, 1924, Frank G. Carpenter.
Присоединяйтесь к увлекательным историям эпохи Фронтира и Дикого Запада на ЯДе, в Телеграме и ВКонтакте.