Уперлась взглядом в карту-схему, которая размещена в издании от 1889 г. - "Первая учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии: Севастополь и его окрестности..." под редакцией А. Попова. И нашла кое-что интересное.
Храмы
Интерес вызвало размещение храмов Девы, которые отмечены цифрами 7 и 10 на схеме. Это те храмы, которые достались нам в наследство от греков и тавров. Помимо этих храмов с южной стороны Гераклейского (Ираклийского, Трахейского, Гераклеотского) полуострова в разные времена были построены и другие - храм маяцко-салтовской культуры на мысе Ай-Бурун и храм на мысе Виноградный, или Церковный. Они отсутствуют на этой схеме, хотя о каком-то из них ранее писали Муравьев-Апостол и Дюбуа Монпере.
Заметьте, что храмы расположены вдоль береговой линии и даже более того - на мысах, что выделяет их на общем фоне. Этим пользовались. Как? А вот как!
Вот, например, о предназначении храма, крохотного по своим размерам, на мысе Ай-Бурун археологи так и не составили точного представления - не приходской, не кладбищенский, не мемориальный и уж тем более не кафедральный... а какой же? Храм-маяк! О таких храмах повествует легенда, рассказывающая о происхождении населенного пункта Форос, такой храм-маяк отстроен в нашу бытность в с. Малореченское, и такие храмы - храмы Девы - отмечены на этой схеме. Это утверждение закрепляет в своей работе А. Зедгенидзе:
В силу своего расположения эти святилища были не только сакральными топосами, но и служили навигационными ориентирами.
На схеме храм под номером 7 описан так: "Храм (херсонесцев) Девы-богини". Под номером 8 обозначен мыс, на котором стоит храм, подписан - "Мыс Девы (Херсоний)". Этот же мыс некоторые современные исследователиотождествляют с мысом Парфений (Девичий), и об этом же говорит Страбон:
В 100 стадиях перед городом находится мыс, названный по имени этого божества Парфением, с храмом божества и его статуей.
Сейчас этот мыс нам известен как мыс Херсонес. И там, таки да, стоит маяк.
А вот под номером 10 написано "Храм тавров Девы - Ифигении". Путаница, конечно, потому что Ифигения всего лишь прислуживала, согласно легенде, в храме Девы, которая тождественна римской Диане и греческой Артемиде. Интересно, что балка, расположенная западнее монастыря св. Георгия (отмечен на схеме кружочком с крестиком) и предположительного места нахождения храма Девы, носит название балки Дианы. Здесь и вовсе всё смешалось в кучу - тавры, греки, римляне и их богини. Почти напротив балки Дианы стоят в море скалы Орест и Пилад в честь тех самых греков, которым поручили выкрасть золотую (ли?) статую Артемида из храма.
Артемида, она же Дева, она же Диана - такой себе персонаж, двуликий. С одной стороны, это воинственная дева ("демоническая богиня" по выражению Страбона), а с другой - служит источником жизни хотя остается девственницей - девой, по-гречески αρθένος. Греки, заимствовав у тавров образ жестокой жаждущей крови Девы, видят в своей версии покровительницу (сотира) - именно она защищает Херсонес. Кстати, праздник в честь богини-покровительницы Херсонеса, назывался "Партении" и мог приходится на месяц апрель, который у херсонеситов именовался "артемисий" (по имени богини Артемиды). Клубок, однако!
Именно во время Партений был награжден за свои подвиги Диофант - полководец и предводитель трех Диофантовых войн со скифами.
Лагерь Диофанта
А еще на этой карте примечательно место, обозначенное цифрой 3 (смотрите в верхней части карты выше буквы А желтое пятнышко). У Попова написано: "Мыс с укрепл. стеною по его перешейку лагерем Диофанта". Это район современной Корабельной слободки. Я об этом, например, нигде и никогда не читала ранее.
Границы Херсонеса
Еще примечательны прямые и не очень линии , обозначенные Б - территория Хероснеса до Митридата (то есть до Диофантовых войн), В - территория Х. после Митридата, Г - укрепленная стена. Кхм. Стена-то есть, только она естественная - так называемая Сапун-гора (Карагач). Как будто бы до сих пор никто не находил остатки стены на этом хребте (я о таком факте ничего не знаю), а вот остатки римских сторожевых башен - да! Одну из них - на высоте Казацкой - исследовали не так давно археологи Херсонесского музея-заповедника. Однако Попов в описании посещаемых объектов, ссылаясь на Страбона, пишет:
Чтобы положить непреодолимую преграду набегам своих соседей скифов и обезопасить себя также от вторжений боспорян, с которыми херсонесцы время от времени приходили в столкновение, они построили каменную стену и провели ее от реки Биюк-узена (Черная речка), впадающей у гор. Ктенуса, где нынче находится местечко Инкерман, до Балаклавской бухты, совершенно изолировав таким образом свою территорию от остальной части Таврического полуострова. Эта стена была сложена из больших, грубо отесанных известковых камней и, по словам Страбона, простиралась на 40 стадий (8 верст). Под ней находилось несколько башен, служивших, вероятно, сторожевыми пунктами для предупреждения от нападений неприятеля.
Речка Балаклавка
Что еще любопытного? Это речка Балаклавка (так ее сейчас называют), которая явно присутствует на схеме. Обозначено два притока, тогда как их в реальности сейчас три (но часть из них временные водотоки).
Речку сейчас практически не видно, разве только что в сквере в районе Левадок, да вдоль Таврической набережной (которая сейчас закрыта). А когда то через эту речку был построен каменный мост, который запечатлел Фридрих Гросс.
Источники:
- Попов А. С. Первая учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии: Севастополь и его окрестности...
- Зедгенидзе А. А. Проблема сакральных мест хоры Херсонеса Таврического