Маяки могут стать точкой притяжения не только для моряков и кораблей. Если во время пляжного отдыха в районе Кемера на побережье Турции вам захочется небольшого приключения, отправляйтесь к маяку на мысе Гелидония.
Это не самый высокий и не самый старый маяк в мире, но захватывающие виды будут наградой при подъёме на мыс, а рассказы об удивительных находках на дне морском в бухте под охраной маяка оживят древние страницы истории и познакомят с подводной археологией.
От ближайшей к маяку деревни Karaöz можно проехать 6 км по гравийной дороге вдоль берега моря в сосновом лесу (только осторожно - при резких маневрах на острых камнях можно пробить колесо). Живописная горная тропа длиной около 2 км приведет вас вверх к маяку.
Это часть 500-километровой Ликийской походной тропы, она хорошо промаркирована - есть указатели и отметки краской на камнях. Расстояние вроде бы небольшое, но рассчитывайте силы: рельеф, уклон и жаркая погода могут превратить прогулку в интенсивную тренировку. Обязательно нужно взять с собой воду, удобную обувь и головной убор. Наверху у маяка есть столик для пикника и деревянный помост для тех, кто путешествует с палаткой. Других удобств нет. Увы, огорчает количество мусора…
Taşlık Burnu Feneri - официальное название маяка, который был построен в 1934-1936 гг. французскими инженерами. На маяке долгое время не было электричества, он был построен на утесе без подъездных дорог, даже стройматериалы поднимали на мулах. С 1944 г. хранителями маяка были представители семьи Демир (Demir). Изначально маяк работал на керосине, затем использовались баллоны с сжиженным газом, а в 2017 г. на нем установили солнечную батарею.
Маяк относительно невысокий - 9 метров, зато расположен на утесе высотой 227 метров над уровнем моря - его свет (вспышки каждые 3 секунды) точно виден издалека! И это было жизненно необходимо, ведь здешние воды довольно опасные из-за обратных течений и имеют дурную славу у моряков. Недаром археологи обнаружили своеобразное подводное кладбище кораблей - останки нескольких судов, налетевших на скалы и затонувших в бухте у мыса Гелидония.
Самая известная находка - торговое судно, датируемое примерно 1200 г. до н.э. Остатки корабля обнаружили ныряльщики за губками в 1954 г.
Среди обломков корабля было найдено более тонны груза: медные слитки с ручками (часть слитков была в форме «звериных шкур»), бронзовые диски, бронзовые инструменты, оружие, микенская керамика, цилиндрическая печать, амулеты в виде скарабеев, гири для весов, масляная лампа, каменный якорь, деревянные части корабля и другие предметы.
Это одно из древнейших известных кораблекрушений в истории, а экспедиции дайверов и изучение находок дали мощный толчок развитию подводной археологии и поменяли представление о времени начала финикийской навигации и морской торговли.
Американский археолог Джордж Басс, руководивший экспедицией к гелидонскому кораблю, считает, что это судно бронзового века пришло из Сирии на Кипр, где забрало груз металлического лома и отправилось в свой трагический путь на запад.
На основании анализа медных слитков, бронзовых орудий, амулетов и других предметов, Дж. Басс пришел к выводу, что груз и судно принадлежали ханаанским или финикийским торговцам. Сейчас эти находки можно увидеть в Музее подводной археологии в г. Бодрум (Турция).
От маяка открываются красивейшие виды на острова, расположенные в море друг за другом словно караван верблюдов. А какой вкусный тут воздух! Хотелось набрать его в бутылку из-под воды, чтобы дышать в Москве …
Острова, поднимающиеся в лазоревом море, яркая зелень сосен, красная земля на тропе, белый маяк - просто пиршество цвета для глаз!
Расстояние до ближайших курортных городов:
Кемер - 65 км / 1,5 ч
Интересное рядом:
Демре (65 км / 1 ч 40 мин)
Здесь вас ждут сокровища античности - археологические объекты древнего города Мира (ликийские гробницы в скалах, амфитеатр) и храм Святого Николая (он был здесь архиепископом)