Говоря о самых значимых и выдающихся фигурах Русской Православной Церкви второй половины XX века, всегда с большой любовью и благодарностью мы вспоминаем архимандрита Матфея (Мормыля). Его вклад в развитие церковной музыкальной культуры невозможно переоценить. Едва ли найдется хотя бы один русский храм, где не звучат песнопения из его собраний или сочинений.
Архимандрит Матфей был не только священнослужителем, но и чрезвычайно одаренным музыкантом, композитором, регентом и богословом, преподавателем в Московской духовной семинарии и Академии. Всю свою жизнь он трудился над возрождением традиции монастырского мужского пения, формированием репертуара для хора Троице-Сергиевой лавры и развитием уставных распевов и церковно-певческого наследия. В составленный им репертуар вошли произведения русских церковных музыкантов разных периодов с начала XIX до конца XX века. Вся его деятельность, столь важная и обширная, развивалась и тесно переплеталась с судьбой Русской Православной Церкви, в том числе и в тяжелые времена атеистических гонений.
Благодаря его усердным трудам была собрана обширнейшая нотная библиотека, составлено шесть томов богослужебных песнопений, сделано множество аудиозаписей, а также написано огромное количество авторских произведений, переложений и гармонизаций. Его композиторский талант, несомненно великий, заслуживает особого внимания и изучения как любителями церковного пения, так и профессионалами.
Огромной заслугой архимандрита Матфея стало воспитание нескольких поколений священнослужителей и регентов, которые рассматривали церковное пение и регентование как важную форму литургического служения и сослужение алтаря и клироса. Архимандрит Матфей стремился выстраивать богослужение с точки зрения звучания таким образом, чтобы пение, чтение, возгласы духовенства сочетались по высоте, громкости и темпу. Он тщательно продумывал порядок песнопений, соотнося их по тональностям и стилю. Благодаря этим взглядам будущие священнослужители, имевшие возможность учиться у отца Матфея, были хорошо подготовлены в области церковного пения. Они тянулись к музыкальной культуре, а регенты в свою очередь изучали догматическое богословие и литургику, создавая прочную духовную связь во время молитвословий и песнопений.
Архимандрит Матфей (в миру Лев Васильевич Мормыль) родился 5 марта 1938 года в станице Архонская бывшей Терской области (ныне Пригородный район Северной Осетии-Алании). Его детские впечатления от церковного пения были связаны с монастырским пением. Учась в Ставропольской духовной семинарии, он изучал музыкальную грамоту и постоянно работал с нотными текстами, будучи регентом левого семинарского хора. Таким образом он накопил важнейший опыт на собирании репертуара, переписывании хоровых партий и заучивании наизусть множества обиходных распевов.
С самой юности Лев Мормыль стремился к монастырской жизни, и в 1961 году он стал послушником и начал свое регентское служение в Троице-Сергиевой лавре.
Помимо своей усердной регентской деятельности, отец Матфей отдал много сил преподаванию богословских дисциплин, таких как «Церковный Устав», «Священное Писание Ветхого Завета» и «Литургика». И, конечно же, помимо всех многочисленных послушаний, он хотел посвятить свою жизнь пастырскому служению. В декабре 1962 года Лев Мормыль был пострижен в монашество с именем Матфей в честь апостола и евангелиста Матфея. 30 марта 1963 года он был рукоположен во иеродиакона, а почти через год, 29 марта 1964 года, – во иеромонаха.
За годы усердного служения отец Матфей собрал грандиозную нотную библиотеку для семинарского хора. В послевоенные годы это было весьма сложной задачей, так как большая часть церковно-певческого наследия, в первую очередь, обиходное пение и различные распевы, передавалась устно, «по памяти», и никак не фиксировалась в нотах. Архимандрит Матфей лично от руки записывал множество нотного материала: переложений, гармонизаций, обработок, редакций и некоторое количество собственных композиций.
Отец Матфей рассказывал об этом следующее: «Библиотеку для хора пришлось собирать буквально по крупицам. Многое мне удалось собрать уже к 1962 году. Мне нужно было хотя бы отчасти восстановить то, что имела Лавра. Многие распевы я отыскивал на чердаках, расспрашивал у людей. Удалось! У меня есть даже некоторые номера с автографами отца Нафанаила (Бачкало). <...> Многие распевы отдала Вера Васильевна Матвеева. У Николая Васильевича Матвеева немного взял. <...> Очень ценны были встречи с Николаем Дмитриевичем Успенским. Целые ночи проходили у нас за беседами, когда он сюда приезжал. Общался я и с Виктором Степановичем Комаровым, регентом патриаршего хора. Общение с ними давало мне возможность проверять себя, на верном ли пути или нет».
Отец Матфей считал монастырские распевы эталоном церковного пения. Действительно, мелодичность, глубинная история и молитвенная сосредоточенность, которые свойственны монастырскому пению, как нельзя лучше подходили для любого церковного Богослужения. Именно поэтому отец Матфей собирал для библиотеки распевы самых разных русских монастырей. Среди которых распевы Троице-Сергиевой лавры, Киево-Печерской лавры, Александро-Невской лавры, Валаамового монастыря, Саровской пустыни, Оптиной пустыни, Ниловой пустыни, Зосимовой пустыни, Софрониевой пустыни и многие другие известные и редкие распевы.
Рассуждая о монастырских распевах, отец Матфей подчеркивал важность того, что в них «отражена вся история духовного становления монастыря, история подвига, победы духа над плотью, света над тьмой, жизни над смертью. Богослужение всегда было более празднично и торжественно, а песнопения создавались в состоянии молитвенного вдохновения».
Тем не менее отец Матфей понимал всю важность и композиторского наследия. Среди его переложений для семинарского мужского хора большое количество церковных песнопений самых знаменитых и плодотворных церковных композиторов и регентов прошлого: А. Д. Кастальского, П. Г. Чеснокова, А. В. Никольского и других.
Отец Матфей не только собирал нотное наследие и внедрял его в репертуар хора, но еще и активно занимался концертной и духовно-просветительской деятельностью, относясь к это важному делу со всем усердием. Его семинарский хор совершал многочисленные концертные поездки, в том числе и зарубежные: во Францию, Германию, Грецию, Израиль.
Усердное служение отца Матфея продолжалось, и в 1968 году он был посвящен в сан игумена, а в 1971 – архимандрита.
Семинарский хор под управлением архимандрита Матфея отличался не только прекрасным стройным звучанием, но и высокой проникновенностью и молитвенностью. Слова молитвы архимандрит Матфей всегда ставил в приоритет, добиваясь от своих учеников не просто чистого, но именно осознанного, возвышенного пения и внятного произнесения текста.
Несмотря на то, что главным в церковном пении архимандрит Матфей всегда считал молитвенное слово, лаврский хор отличался безукоризненной техникой исполнения и плотным торжественным звуком, что многократно отмечали профессиональные музыканты того времени.
Игорь Петрович Вепринцев – известнейший звукорежиссер с колоссальным опытом – вспоминал: «Это было совершенно исключительное качество звучания. Это были не только чистые ноты и четкий ритм, а именно глубокий смысл того, что они поют. <...> До первой записи я не знал, кто это такой – отец Матфей. Я его не видел даже во время записи, но мгновенно ощутил его колоссальную энергетику. Не знаю, удобно ли говорить о священнослужителе как о музыканте, но я почувствовал, что он полностью владеет ситуацией и делает с хором все, что считает необходимым. А требования его были очень высоки. Он оценивал качество пения по самым серьезным вокальным критериям. От него исходила невероятная доброта! Даже обсуждение того, что не получилось, было всегда позитивным, конструктивным».
В последние годы жизни, несмотря на ослабленное здоровье, архимандрит Матфей не оставлял своего регентского послушания. Скончался он в ночь на 15 сентября 2009 года и был похоронен за алтарем Церкви Святого Духа в Троице-Сергиевой лавре, в том самом монастыре, в котором усердно трудился все годы своего служения.
Архимандрит Матфей, выдающийся регент Русской Православной Церкви, наследие которого продолжает жить и развиваться в ежедневных исполнениях его переложений и сочинений. А сама созданная им церковно-певческая традиция, зародившаяся в Троице-Сергиевой лавре, по сей день процветает в многочисленных храмах и монастырях. Сегодня мы вспоминаем отца Матфея с благодарностью за те прекрасные традиции, которые он заложил для многих будущих поколений.