Мы с вами продолжаем.
Пассивность ребенка перед сложностью в виде:
1) ребенок не уверен в себе
2) не готов проявлять инициативу
3) ждет, что кто-то сделает первым
4) подавлен, когда нужно как-то себя проявить.
5)завидует и может злиться на тех, кто более проявлен
6) самоедство (винит себя за то, что не проявился)
7) на соматическом уровне – вдруг начинает болеть горло, пропадает голос.
Здесь уже может не быть такой яркой эмоциональной проявленности. Может быть злобливость, обсуждение других.
Значит, ваш ребенок пасует перед сложностями уже по немного иной причине.
У ребенка был опыт инициативы, но он оказался либо неудачным. Либо был недостаточно оценен.
И это то, чему мы( люди) обучаемся в прекрасном возрасте 3-6 лет.
Мы познаем в этом возрасте отношения с другими людьми. Реакции, отклик, поддержку, связь, контакт со значимым взрослым. Нам нужна поддержка, одобрение, но не как в предыдущем возрасте. Помните мой пример с горшком. Сейчас поддержка нужна на уровне «Я верю, что ты справишься. Видела, как здорово у тебя это получается».
Т.е. в этом возрасте ребенок проверяет, сколько он способен сделать сам, но рядом с мамой.
возраст 4,5- 5 лет – это возраст инициативы.
«Я хотел сделать и я попробовал»
Как помочь ребенку?
1) Начинаем с самооценки. Именно она не дает проявить инициативу.
🌿 заведите практику, в любом случае, чтобы не сделал ребенок – сначала заметить хорошее.
Этот не просто, особенно, если ваши родители вскользь бросали вам: «Молодец, но могла бы и лучше».
🌿убрать сравнение с кем-то.
«У тебя 4. Понятно. А 5-ку многие получили?»
Зависть отсюда.
🌿 перестаньте давать оценку. Пусть ребенок сам попробует сделать вывод на свой счет.
Не «учительница тебя так хвалила», а «Она так восторженно рассказывала о твоем докладе»
Ребенок сам взвесит, восторженно – значит, я хорошо выступил.
🌿 учите ребенка себя хвалить.
«Ты так много времени уделил математике – что про себя думаешь?»
2) Инициатива
может блокироваться из-за страха ошибки, не умении взвесить варианты.
Поэтому, тренируйте с ребенком ситуации.
Я как-то рассказывала у себя в блоге, как моя младшая очень хотела порисовать в МФЦ. Карандаши есть, у бумаги нет. И мы тренировались. Я была тетей за стойкой, а дочь подходила ко мне и просила листочек.
Через тренировку мы снимаем напряжение.
Можно обсудить, что угодно: если забудешь ручку, если захочешь в туалет, если потеряешь сменку, как заговорить с ребятами. Что сказать?/как попросить?/как подойти?
Пробуйте на себе. И по возможности будьте рядом, когда ребенок пробует.
Если ему будет необходимо, чтобы он увидел ваш поддерживающий взгляд.
3) Обязательное! обсуждение того, что получилось где-то себя проявить. Причем, проговорите: «А как ты себя чувствовал? Наверное, когда сделал, аж бабочки в животе летали? И хотелось подпрыгивать?!»
Обращаю ваше внимание, что так мы делаем связку с телесными ощущениями. Ребенок начинает видеть ситуацию не только головой. Не забывайте, это мы живем анализом/мышлением, ребенок живет чувствами и телом.
Вашему ребенку может быть и 10, и 14. А может, в таких реакциях вы узнаете даже себя. Так уж мы устроены, реальный возраст от психического может отличаться. Можно зависнуть...
😉но все поправимо.
Кто узнал своего школьника, зависшего в дошкольном периоде? Или себя?