Откуда взялось модное нынче слово?
В 1944 г. вышел фильм "Газовый свет" ("газлайтинг").
Главный герой убил певицу, чтобы завладеть ее драгоценностями, но не нашел их. Он знал, что клад спрятан в особняке, поэтому женился на племяннице убитой, и продолжил поиски. И чтобы жена ни о чем не догадалась, он стал выставлять ее за сумасшедшую в ее собственных глазах и глазах посторонних - подстраивал мелкие инциденты, и вскоре женщина стала верить, что действительно все теряет, забывает, а того, что она видит собственными глазами - не существует.
А причем тут газовый свет?
Действия фильма происходят в период, когда дома освещались газовым светом. Уходя на чердак искать драгоценности, злодей зажигал там свет, от чего в комнатах, где находилась жена - свет мерк. Но он внушал ей, что в колебаниях газа виновато ее больное воображение, а на самом деле ничего не происходит.
Так появилось выраженин "гэслайт", которое позже трансформировалось в "газлайтинг" как явление.
Термин "газлайтинг" чаще всего используют, характеризуя отношения взрослых - проблемы в паре, ситуации на работе, политический газлайтинг.
Но газлайтинг существует и в отношениях родитель-ребенок.
📍- Ничего тебе не больно! - кричит мать на упавшего и разбившего коленку ребенка.
📍- Не реви, мужчины не плачут!
📍- Ай-яй, такая взрослая девочка, и распустила тут нюни, - говорит родитель, отказывая ребенку в покупке игрушки.
Во всех этих примерах общее одно - ребенку постоянно транслируют, что его эмоции и чувства неправильны, постыдны, или их просто нет.
К чему это приводит?
🔸️ребенок становится сильно зависим от мнения окружающих, т.к. они знают как ему лучше
🔸️ребенок вырастает во взрослого, который не понимает своих эмоций (я ничего не чувствую!)
🔸️постоянные сомнения в себе приводят к неумению отвечать за свои действия (если другие лучше знают что он чувствует, пусть они и отвечают).
Последствия газлайтинга и работа в терапии
У выросшего ребенка (взрослого) сбиты ориентиры - он не доверяет ни себе, ни окружающим, и одновременно ищет поддержки. Ему сложно выразить свои чувства, переживания, он не понимает, какие эмоции испытывает, и часто обликает их в социально одобряемое поведение.
В терапии мы работаем с доверием, учим слушать и слышать себя, бережно и экологично защищать свои границы и отстаивать свою точку зрения.
Автор: Цыпурко Татьяна Игоревна
Психолог, Клинический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru