Актуальный вопрос для школьников, которые учатся в 5–8 классах. Потому, что сочинения надо учиться писать уже с 5 класса, можно и немного раньше.
Суперактуальный вопрос — для школьников, которые учатся в 9–11 классах, потому, что им пора готовиться к экзаменационным сочинениям, да и вообще — закончив школу, человек должен уметь писать тексты, излагать свои мысли.
И вообще-то актуальная тема для всех нас, для взрослых людей. Далеко не все мы, даже во всех отношениях ученые, хорошо владеем письменной речью.
Как же научиться писать сочинения? Рецепт берем от академика АН СССР, советского и российского литературоведа, лингвиста, культуролога, профессора Дмитрия Сергеевича Лихачева. Он говорил:
«Каждый человек должен писать так же хорошо, как и говорить. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать… Прежде всего одно общее замечание. Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ЕЗДИТЬ на велосипеде. Чтобы научиться писать, надо ПИСАТЬ! Нельзя обставить себя хорошими рекомендациями, как писать, и сразу начать писать правильно и хорошо: ничего не выйдет. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания (их можно и нужно писать как можно раньше — не худо еще в юные годы — о своем детстве, например)».
Рецепт выведу — применительно к обучению ребенка-шестиклассника.
● Предложить ребенку вести дневник.
● Предложить писать сочинения по каждому произведению, которое ребенок проходит в школе, а не только по тем текстам, по которым «задают» письменные работы. Простейший вариант — посмотреть в учебнике вопросы после текста и письменно, развернуто ответить на один из вопросов. Или же посмотреть в Интернете: набрать «<название произведения> темы сочинений», пусть ребенок сам выберет любую тему. Текст должен быть небольшой (1–2 страницы тетради), написан от руки ручкой. Пусть с ошибками напишет — не важно, главное — пусть пишет.
● Если ребенок ведет свой блог в сетях, можно предложить ребенку начать писать «идеальные тексты». То, что ребенок хочет написать в блоге, пусть сначала напишет на бумаге (задача: понять, что именно ты хочешь сказать людям; сформулировать свою мысль так, чтобы люди тебя поняли; добиться того, чтобы эта мысль звучала логично или была доказана). Затем — прочитает вслух. Пусть исправляет текст до тех пор, пока текст не будет на слух звучать хорошо, красиво, гладко.
© Анна Сапрыкина
Издательство «Вольный Странник»