Мари-Жанна Бюзо, жена художника Франсуа Буше, как полагают многие, была частой модель мужа, а ещё художницей и гравёршей. Признаюсь, до последнего времени и я разделяла эту точку зрения, пока не встретила портрет с мопсиком, опубликованный в недавнем посте, и не стала изучать этот вопрос.
К примеру, эта чудесная картина. Мари-Жанна будто бы позирует в интерьере то ли мастерской, то ли апартаментов Буше. На изящном шкафчике с полочками стоит модный фарфор шинуазри, слева - ширма с птицами. Их браку с художником идет уже десятый год, а мадам Буше все так же играет роль прелестниц и кокеток (даром что ей тогда 27 лет). Некоторые современники даже прозвали эту картину "Неубранная Венера Буше", намекая на идеальных ренессансных Венер Джорджоне или Тициана. Прелесть? А то!
...За тем небольшим замечанием, что это не мадам Буше
Большинство специалистов по Буше пришли к мнению, что на портрете вовсе не Мари-Жанна, да и не была она ни моделью мужа, ни художницей. А картина вовсе не портрет, а жанровая сценка.
Казалось бы, что изобразить свою жену-красавицу на множестве работ - явление для живописца очень естественное. Но в случае с супругой Буше все не так просто. Почему? Давайте обратимся к тем, кто знает.
Как всё есть на самом деле
Колин Бэйли, на тот момент главный куратор Коллекции Фрика и автор статьи о мадам Буше во влиятельном искусствоведческом издании Burlington Magazine, последовательно отвергает одно утверждение за другим:
нет, едва ли буржуазная супруга академика живописи стала бы позировать для обнаженной нимфы или парижской кокетки;
нет, коллеги из музейных собраний уже изменили названия тех 'портретов' (с мопсом и на кушетке) на более абстрактные и отвергли предыдущие атрибуции;
нет, Мари-Жанна не была профессиональной художницей или гравёршей, а её сохранившееся творчество насчитывает лишь пару графических листов, рисунок и гравюру, оба с оригиналов мужа. Некая миниатюристка мадам Буше, выставлявшая свои работы на Салоне, была другим человеком.
Другое дело, что Мари-Жанна Бюзо действительно считалась невероятной красавицей. Одним из её главных поклонников был граф Тессин, шведский посланник в Париже, который одаривал ее платьями и табакерками и заказывал портреты. Её писали и рисовали Жорж де Латур, Густаф Лундберг (швед) и Александр Рослин (тоже швед); сохранился только один из двух портретов работы последнего, который считается единственным достоверным портретом мадам Буше. Если сопоставить его с двумя псевдопортретами кисти Франсуа Буше, то сходство и правда сомнительное. А Мари-Жанна действительно в 45 (столько ей в 1761) выглядела весьма свежо, в отличие от супруга (разница в возрасте между ними была 13 лет, а не все 30, как может показаться по парным портретам Рослина, представленных им на Салоне Академии в 1761 году).
P.S. Ради интереса сверилась с книгой о Рослине Елены Агратиной и наткнулась на упоминание ещё двух рисунков четы Буше, не упомянутых в статье Бейли. Приписываются Рослину, хранятся в музее небольшого города на юго-западе Франции, почти на границе с испанской Страной басков. У этого музея Бонна-Эллё странный сайт будто пятнадцатилетней давности и весь на французском, но добраться до вожделенного раздела с коллекцией и найти два нужных рисунка сангиной и карандашом я смогла. Держите!
Источник:
Colin B. Bailey, Marie-Jeanne Buzeau, Madame Boucher (1716-96), The Burlington Magazine, Vol. 147, No. 1225, French Art and Artists (Apr., 2005), pp. 224-234
***
Если вам понравился этот материал, поддержите канал лайком, подпиской или комментарием - это поможет его развитию!
Полное или частичное копирование материалов канала без согласования с автором запрещено.