Почему происходят изменения в подходе к архитектуре? Потому, что меняется даже климат в регионах, не говоря уже о переменах в культурной, научной, общественно-политической ситуации. Меняется также доступность различных строительных материалов, характерных для данной местности. Одно поколение строителей передает свой опыт и знания другому, и понятно, что этот процесс тоже подвержен изменениям. Фундаментальные подходы к архитектуре вырабатываются многими поколениями, и здесь также неизбежны ошибки, целые направления архитектуры могут идти в никуда, но только так складывается то, что мы называем традицией.
Это можно отнести к одному из главных признаков традиционной архитектуры. В отличие от профессиональной архитектуры, для которой характерна доступность всего объема информации и техники, представленной на сегодняшний день.
Отдельно я хочу остановиться на различии традиционной и национальной архитектуры. Их многое объединяет, но для национальной архитектуры важнее функциональность, эстетическая составляющая имеет больше значения для традиционной архитектуры. То, что называют декором или украшательством, в большей степени относится как раз к традиционной, а не к национальной архитектуре.
Чем эти различия обусловлены? Национальная, иначе говоря, народная архитектура всегда прагматична. Здесь речь идет как раз о функциональности в ее непосредственном значении. Человек, постоянно занятый трудом на земле, не имеет возможности думать еще и о декоре. Его архитектурное мышление всегда подчинено прямой функциональности. Иными словами, это та ситуация, когда нужно построить практичный дом с наименьшими затратами времени и средств.
Но можно посмотреть на это и под другим углом зрения, и увидеть, что подчеркнутый прагматизм народного зодчества уже является своеобразным стилем, с присущими только ему эстетическими особенностями. Иначе говоря, функциональная лаконичность и простота формы – это и есть эстетическая нагрузка национальной архитектуры. При этом практическая обусловленность этого стиля, отсутствие в нем эстетической рефлексии делает этот стиль особенно уникальным.
Конечно, на все эти рассуждения можно возразить, приведя как пример здание храма (для нашего разговора не имеет значение религиозная традиция, к которой принадлежит храм). Казалось бы, здесь не может быть и речи о прагматичности. Однако стоит вспомнить о единстве формы и содержания, или, иначе, о соответствии здания тем функциям, для выполнения которых здание построено. И возражение перестает быть возражением, согласитесь, что все элементы храма «работают» так, как это задумано теми, кто строил этот храм. Иначе говоря, храм тоже вполне функционален, просто функции его отличаются от функций, например, жилого дома.
Поскольку я заговорил о храмах, или как их еще называют более официально «культовые сооружения», нельзя не сказать о том, что они представляют собой органичный элемент традиционной культурной панорамы независимо от региона. Это и деревянная православная часовня на русском севере, и каменная немецкая кирка, и буддийский дацан в Японии. Храм всегда – сердце поселения во всех регионах, не всегда в территориальном, но всегда в культурном и философском плане.
Еще один важный признак традиционной архитектуры – применение эндемических материалов, иначе говоря, ресурсов, доступных в этом регионе. В Европе это традиционно была древесина, соответственно, основные технологии традиционного строительства связаны здесь с использованием дерева. Это в равной мере относится к традиционной архитектуре России, США и Канады. В экваториальной Африке и юго-восточной Азии главным строительным материалом также всегда являлась древесина, хотя в силу культурных и климатических различий, деревянные дома весьма отличаются в зависимости от региона.