Проводив нас в Москву, поскучнел сад, погрустнел.... Сдержаннее краски, меньше цветов - и то сказать, ночами-то как похолодало! И всё-таки есть, есть за что зацепиться глазу!
Эхинацея пурпурная (Echinacea purpurea) сорта 'Дамская шляпка' и гортензия 'Пинки-Винки' (Pinky Winky) образовали живописный букет. Не совсем в тон, а всё равно красиво - ярко! Гортензии (Hydrangea) вообще составляют едва ли не главное украшение сентябрьского сада. Тем более, что цвести будут до самых заморозков.
Гортензий у меня три. Пинки Винки из них старшая - с неё, собственно, начиналась декоративная часть сада. Второй по счёту стала метельчатая гортензия Фрэз Мелба ( Fraise Melba), и в этом году она впервые сформировала огромные шапки цветков. Сперва они белые, затем розовеют, затем и вовсе краснеют - осень всё-таки на дворе!
Есть и третья гортензия - древовидная Аннабель (Annabelle); в этом году она цветёт впервые - её белые аккуратные шапочки украшают самый дальний угол сада. Вот она, на фоне соседского девичьего винограда - высокохудожественно спадает с забора этот виноград- партеноциссус (Parthenocissus), только лезет без спросу куда ни попадя.
Все любят гортензии! Предмет гордости, но и немалых забот. Обрезать, подкормить, лечить, если вдруг прицепится зараза. Да ещё жуки-бронзовки! Атакуют десятками особей. Хотя, если честно, я от них особого вреда не вижу. Конечно, собираю их, по возможности, и выбрасываю за забор - огромный толк и смысл в такой работе....
Зато пёстрая вейгела (Weigela) вариегатная - у меня сорт 'Бригелла' - ухода, кажется, не требует вовсе. Разве что обрезать отцветшие ветки да проредить молодые; так цветение будет обильнее. Нарядный кустик: яркая зелень пильчатых листьев со светло-жёлтой каймой и малиновые цветки-колокольцы, которые в мае месяце распускаются на молодых побегах предыдущего года. Майское цветение может быть очень обильным - листьев не видно!
А в конце августа-сентябре вейгела зацветает снова, пусть и не так активно:
Вейгелу я очень люблю. С неё начинался мой сад. Нарядный пёстрый кустик, два раза в год исправно расцветающий малиновыми цветками, похожими на колокольчики. В отличие от гортензий, никогда и ничем не болеет - по крайней мере, я болезней на вейгеле не наблюдала. В этом году завела ещё один сорт - вейгелу Миддендорфа; надеюсь, в следующем году будет цвести. Ах вы, колокольчики мои, малиновые! Вейгела - представитель семейства Жимолостных; но и настоящие колокольчики меня пока окончательно не покинули. Вот розовый платикодон (Platycodon grandiflorus):
Фото даёт представление о недостатках этого -несомненно красивого - растения: отмирая, цветки повисают безобразными тряпочками, после чего засыхают и опадают, являя миру семенную коробочку. Всё это приходится обрывать, заодно пачкаясь в липком белом млечном соке; поскольку цветков много, то и безобразия немало. Китайцы считают ширококолокольчик-платикодон священным цветком, но я знаю людей, которые его терпеть не могут. Как говорится - нет в мире совершенства: у Нефертити были оттопыренные уши!
Мне понравилось сочетание платикодонов с однолетним агератумом (Ageratum), белым, розовым или голубым. Вообще в агератуме я не вижу ничего особенного; по-моему, единственное оправдание для его выращивания - да ещё рассадой - желание полюбоваться таким нежным сочетанием:
Розовый-зефирный - это хорошо, но есть на свете ещё и голубой. За него у меня отвечает дельфиниум (Delphinium), он же живокость, он же шпорник:
Поздновато зацвёл! Так это потому, что я его пересаживала. Где-то в июне. Русское название "шпорник" понятно: вырост-придаток на верхнем чашелистике напоминает кавалерийскую шпору; а вот живокость? Не представляю, как можно использовать его в целительстве, ведь растение ядовито...А что "дельфиниум" - вроде бы это в честь города Дельфы. Представьте: склоны горы Парнас, сплошь в синих цветах, вещает дельфийский оракул...
По второму разу цветет фиолетовый флокс сорта 'Аметист':
Цветёт многолетний нивяник (Leucanthemum vulgare Silver Princess ), низкорослый сорт 'Серебряная Принцесса':
Из однолетников - как всегда, циннии (Zinnia). Тоже священный цветок: его очень любили ацтеки. Каждому народу - по священному цветку!
Возле куста цинний растёт ещё один удивительный кустарник - буддлея Давида (Buddleja davidii). Родом буддлея из Китая; но там она отнюдь не священна, напротив - злостный сорняк, поскольку сорит семенами, которые охотно прорастают - на полях, вдоль дорог.... О своей буддлее - и её приключениях в моём саду - я писала здесь:
В один прекрасный день буддлея мне надоела. Но не выбрасывать же прекрасное, здоровое растение, которое многие, наверное, не отказались бы иметь в саду? Решено было его пересадить - с глаз подальше, где бы оно никому не мешало. А зацветёт - можно будет сходить, проведать, восхититься фиолетовым цветом да ароматом мёда - она ведь благоухает, эта буддлея, приманивая бабочек (спорное, между прочим, достоинство - но мне бабочки не мешают: капусту я не сажаю). Куст был крупный, корень - как выяснилось - оказался ещё крупнее. Выкапывать его было трудно, да и лень; в итоге часть корней было безжалостно обрублена. И вот - и перезимовала буддлея, и расцвела:
Так что, если надумаете пересаживать свои буддлеи, не сомневайтесь: задача решаема, и решаема просто. Буддлея снесёт всё, и даже топор по корням.
А вот - однолетний душистый табак (Nicotiana alata), который благоухает не меньше флокса или там буддлеи, только горько-сладким. У меня его много: в сумерках смотришь - будто мерцающее ароматное облако рассеялось по саду...
Растёт он под яблоней-китайкой. Эту яблоню я поминаю так часто, что пора бы представить её крупным планом...вот она, наконец! Из этих яблочек - !райских яблочек" я иногда варю варенье.
А что до калины - как-то вышло, что речь сегодня всё больше о кустах и кустарниках - то было принято р-р-революционное предложение: оставить её птицам! Я собрала два маленьких ведёрка - нам хватит. Морозилка забита смородиной. Значит, придётся калину пустить на ликёр....ещё я делаю из неё желе и варю морсы и кисели.
А розы-то где? А в следующей серии!