Что-то давно у меня не было статей про литературные премии. Сегодня на очереди премия, которая лично мне очень нравилась. Более того, я очень тесно соприкоснулась с премией в год её "заката", но об этом чуть позже...
Букеровская премия, но не совсем
«Русский Букер» - первая негосударственная литературная премия Российской Федерации, присуждавшаяся с 1992 по 2017 год за лучший роман на русском языке. Она была учреждена в качестве аналога Букеровской премии в нашей стране.
До 1997 года награда носила название "Российская премия Букера", затем была переименована в "Smirnoff-Букер" (по имени спонсора - благотворительного Фонда памяти П. А. Смирнова). В 2002 году премию переименовали в "Букер - Открытая Россия" (вновь по имени спонсора).
Последнее название премия носила с 2006 года.
Первым председателем российского Букеровского комитета был Майкл Кейн. С осени 2015 года его возглавлял профессор университетского колледжа Лондона, специалист по русской культуре Саймон Диксон. Литературным секретарем комитета с 1999 года был критик Игорь Шайтанов.
На соискание премии мог быть выдвинут роман, написанный на русском языке и опубликованный в течение года, предшествующего году вручения.
Книжные издательства, редакции литературных журналов, крупнейшие библиотеки и университеты могли номинировать на премию по два произведения. Жюри конкурса, состоявшее из пяти человек, ежегодно избирали среди литераторов и деятелей культуры. В редких случаях члены жюри могли добавлять своих номинантов на премию.
Летом традиционно составлялся лонг-лист. В начале октября комитет определял шорт-лист (от трех до шести романов), a затем в декабре объявлял победителя.
Дважды за историю существования премии проводился конкурс «Букер десятилетия» - в 2001 и в 2011 годах. В 2001 году лауреатом стал роман Георгия Владимова «Генерал и его армия», а в 2011 - роман Анатолия Чудакова «Ложится мгла на старые ступени...».
С весны 2018 года шли поиски спонсоров, которые не увенчались успехом. В результате в 2018 году премия не была присуждена. Спонсора не удалось найти и в дальнейшем.
Архив новостей о премии можно просмотреть на сайте "Русского Букера".
9 сентября 2019 года «Русский Букер» прекратил своё существование. Однако стоит заметить, что фонд «Русский Букер» закрыт не был, что оставляет возможность для возобновления премии.
За период существования премии в лонг-лист попало около 670 романов. Финалистами стали 146 произведений, лауреатами - 24. Самый короткий список финалистов был в 1995 году - всего три романа ("Генерал и его армия", "Казенная сказка", "Одиссея Жени Васяева"). Самый длинный шорт-лист был в 2005 году - семь романов: «Без пути-следа» Дениса Гуцко, «Романчик» Бориса Евсеева, «Холст» Олега Ермакова, «Каблуков» Василия Наймана, «Преступница» Елены Чижовой и два целых произведения Романа Солнцева - «Золотое дно» и «Минус Лавриков».
«Русский Букер» постоянно критиковали за непредсказуемые решения как в области номинаций, так и в выборе победителей.
Даже сам механизм функционирования премии неоднократно вызывал вопросы. Например, анонимность номинаторов влекла за собой крайне сомнительные романы в лонг-листе. Например, Борис Кузьминский отмечал, что
«длинный список номинантов <…> всякий раз пестрел названиями графоманских опусов, выдвинутых либо по небрежности, либо по откровенному блату».
Вопросы возникали к вариативности и эклектичности состава жюри, что не способствовало объективному выбору качественного романа. Дмитрий Кузьмин называл решение жюри
"средневзвешенным мнением неких общеинтеллигентных людей".
Ряд писателей выражал сомнение в объективности и беспристрастности членов жюри, когда очевидные фавориты читательской аудитории не получали главный приз. Так было с романом Людмилы Петрушевской «Время ночь», такая судьбы постигла произведения Людмилы Улицкой, Дины Рубиной, Виктора Астафьева, Захара Прилепина и многих других.
Елена Фанайлова выражала мнение о несоответствии российского аналога британской премии:
"Премия держит в фокусе внимания литературу, не интересную ни на внутреннем, ни на внешнем рынке, либо, если речь идёт о конвертируемом авторе (Улицкая, Аксенов), вручается не за „роман года“, а „за заслуги“».
Редактор "Литературной газеты" Юрий Поляков упрекал "Русский Букер" в необъективности:
«люди получают премии не за качество художественного текста, не за какое-то художественное открытие, не за умение достучаться до читателя, а за верность определённой тусовке <…> Практически все книги, которые были отмечены премией, <…> не имели никакой серьёзной читательской судьбы».
Дмитрий Быков вообще резко негативно высказался о решениях членов жюри, которые демонстрировали
«удивительную способность выбрать из шести романов худший или, во всяком случае, наименее значимый».
С этим довольно сложно спорить, учитывая перечень лауреатов, которые вошли в историю современной литературы и до сих пор пользуются интересом читателей.
Так, из победителей я бы советовала почитать:
- "Казус Кукоцкого" Людмилы Улицкой (2001),
- "Ложится мгла на старые ступени..." Анатолия Чудакова (2011),
- "Убить Бобрыкина" Александры Николаенко (2017).
Многие очень хорошие книги были в номинации, но не одержали победу.
Например,
- "Время ночь" Людмилы Петрушевской,
- "Прокляты и убиты" Виктора Астафьева (1993),
- "Кысь" Татьяны Толстой (2001),
- "На солнечной стороне улицы" Дины Рубиной (2006),
- "Даниэль Штайн, переводчик" Людмилы Улицкой (2007),
- "Дом, в котором" Мариам Петросян (2010),
- "Санькя" Захара Прилепина (2006),
- "Женщины Лазаря" Марины Степновой (2012),
- "Лавр" Евгения Водолазкина (2013),
- "Ключ. Последняя Москва" Натальи Громовой (2014),
- "Обитель" Захара Прилепина,
- "Зулейха открывает глаза" Гузель Яхиной (2015).
Однако вернёмся к началу. Я сказала, что тесно соприкоснулась с премией, когда она фактически схлопнулась.
Стоит заметить, что в школьный период для меня современная русская литература была представлена писателями вроде Дарьи Донцовой, с одной стороны, и Сергея Минаева - с другой. Первое, по моему мнению, читать было стыдно, а второе - круто, "взросло". Другой литературы я не знала вплоть до университета.
На первом курсе в мою жизнь ворвалась Улицкая с "Зелёным шатром", а к пятому курсу я неплохо ориентировалась в том, что НА САМОМ ДЕЛЕ представляет из себя современная русскоязычная литература.
На пятом курсе я следила за "Русским Букером", "Национальным бестселлером" или "Ясной поляной", чтобы понимать, что из современной литературы актуально, ведь за всем не уследишь, а книжный блоггинг не был так развит.
Весной на первом курсе магистратуры одна из моих любимых университетских преподавательниц, профессор, доктор филологических наук Алла Витальевна Громова предложила моей группе организовать встречу с лауреатом "Русского Букера" Александрой Николаенко. Мы очень ответственно отнеслись к этой задаче, встреча прошла очень душевно. Александра Николаенко тепло отозвалась о нас на своей странице в ФБ.
Роман "Убить Бобрыкина" меня разнес своей непохожестью на то, что я читала раньше, сложными поворотами сюжета и замысловатым финалом.
При авторе мы устроили практически дебаты, обсуждая, чем кончился роман и почему. Александра смущенно улыбалась. Когда я подошла к ней со своим экземпляром книги, она шёпотом сказала мне примерно то же, что написала и в автографе.
Я, наверное, до сих пор, спустя уже 5 лет не могу спокойно вспоминать о той встрече, на которой я общалась на равных с лауреатом литературной премии (как оказалось, последним лауреатом этой премии), где автор признала мою трактовку её произведения верной.
Спасибо, что поддерживаете лайками и комментариями!🫶
Следили за "Русским Букером"? Читали кого-то из финалистов? А роман "Убить Бобрыкина"?
Если пропустили статьи о других премиях, обязательно смотрите подборку на эту тему