Найти в Дзене

Идти против ветра круто!

На иллюстрации яхта идёт яхта идёт под острым углом к ветру. Здесь ветер набегает с правого борта с носа или с правой скулы, как говорят яхтсмены. Ветер дует из глубины фото снимка на зрителя немного с правой стороны. Конструктивно обычная крейсерская яхта может идти по отношению к стрелке ветра под углом 40-45 градусов
На иллюстрации яхта идёт яхта идёт под острым углом к ветру. Здесь ветер набегает с правого борта с носа или с правой скулы, как говорят яхтсмены. Ветер дует из глубины фото снимка на зрителя немного с правой стороны. Конструктивно обычная крейсерская яхта может идти по отношению к стрелке ветра под углом 40-45 градусов

Круто или остро ходить к ветру учат малышей - яхтсменов во всех парусных школах мира. Знать всегда направление ветра и идти к нему на яхте под возможно-острым (малым) углом, - это фундаментальное умение тренеры вырабатывают у юных яхтсменов во время первых шагов в море. Что потом происходит с этими умениями и навыками, и для чего они им - это отдельная сложная тема. О других случаях и нюансах морской практики можете прочитать здесь на нашей учебной инфо ленте Дзен https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications

На тренировке яхтсмены детского международного класса яхт "Оптимист". Яхты идут круто к ветру, под острым углом. Курс называется бейдевинд правого галса, поскольку ветер приходит в паруса с правого борта под углом с носа, точнее с правой скулы
На тренировке яхтсмены детского международного класса яхт "Оптимист". Яхты идут круто к ветру, под острым углом. Курс называется бейдевинд правого галса, поскольку ветер приходит в паруса с правого борта под углом с носа, точнее с правой скулы

Обучать и оттачивать этот навык у взрослых, которые приходят в парусный яхтинг уже не в юном возрасте, у инструкторов времени нет. Хождение по морю - это комплекс знаний и умений. Это отдельное умение для многих представляется не таким уж важным. Выставил курс, отрегулировал под него паруса, включил автопилот, удерживающий курс, «дело сделано».

Фото из нашего учебного пособия сюжет по установке парусов на остром курсе к ветру. Здесь курс бейдевинд левого галса, поскольку ветер набегает на яхту от зрителя, на левый борт яхты.
Фото из нашего учебного пособия сюжет по установке парусов на остром курсе к ветру. Здесь курс бейдевинд левого галса, поскольку ветер набегает на яхту от зрителя, на левый борт яхты.

На вот поступает сообщение из морей от начинающего капитана, ушедшего в море со своими друзьями: «На стакселе «обратное пузо», грот полощет по нижней шкаторине. Не знаю, что делать, потянул одну верёвку, потянул другую верёвку ничего не получается, паруса не стоят, как должно».

План - схема курсов острых курсов яхты относительно стрелки ветра, вид сверху.                             По всей видимости начинающий капитан приславший тревожное сообщение о неполадках с установкой парусов имел ввиду острый курс к ветру, что и подтвердила фотоиллюстрация присланная им.
План - схема курсов острых курсов яхты относительно стрелки ветра, вид сверху. По всей видимости начинающий капитан приславший тревожное сообщение о неполадках с установкой парусов имел ввиду острый курс к ветру, что и подтвердила фотоиллюстрация присланная им.

По нижней шкаторине грота был сюжет в предшествующих публикациях. Для исправления дефекта нужно подтянуть (набить) грота - шкот (снасть, которая растягивает по нижней шкаторине грот вдоль гика). Смотрите ниже.

Грота- шкот – снасть, или верёвка бегучего такелажа, которая растягивает грот по нижней шкаторине вдоль гика.
Грота- шкот – снасть, или верёвка бегучего такелажа, которая растягивает грот по нижней шкаторине вдоль гика.

А что же делать с обратным "пузом" на стакселе? Посмотрим иллюстрацию, которую прислал начинающий капитан. Понятно, что его никто не заставлял раз за разом оттачивать навык держать остро оптимальный курс к ветру и выставлять для этого курса оптимально парус. Поэтому, если он при полностью выбранном стаксель- шкоте, взял курс немного острее острого оптимального, то ветер стал задувать-попадать на подветренную сторону (плоскость) стакселя, выдувая тем самым «обратное пузо», как назвал это пучение паруса капитан. Если стаксель- шкот немного недобран, то его нужно добрать (подтянуть) и возможно, это исправит ситуацию. Тогда парус «встанет» штатно. Смотрите иллюстрацию ниже.

Фото, которое иллюстрирует "неполадки" со стакселем, по мнению начинающего капитана. Красным эллипсом выделена зона "обратного пуза", или по общепринятой терминологии: зона заполаскивания стакселя вдоль передней его шкаторины. Зелёными окружностями выделены колдунчики - специальные нити или ленточки вдоль передней кромки - шкаторины паруса. Здесь колдунчики на наветренной плоскости паруса, отстают от его поверхности -"козлятся". Это информирует о неправильном аэродинамическом обтекании паруса ветром. Чтобы исправить ситуацию нужно немного добрать стаксель шкот, или рулевому немного увалить яхту по курсу от стрелки ветра, т.е. пойти полнее, как говорят яхтсмены.
Фото, которое иллюстрирует "неполадки" со стакселем, по мнению начинающего капитана. Красным эллипсом выделена зона "обратного пуза", или по общепринятой терминологии: зона заполаскивания стакселя вдоль передней его шкаторины. Зелёными окружностями выделены колдунчики - специальные нити или ленточки вдоль передней кромки - шкаторины паруса. Здесь колдунчики на наветренной плоскости паруса, отстают от его поверхности -"козлятся". Это информирует о неправильном аэродинамическом обтекании паруса ветром. Чтобы исправить ситуацию нужно немного добрать стаксель шкот, или рулевому немного увалить яхту по курсу от стрелки ветра, т.е. пойти полнее, как говорят яхтсмены.

Реально в гоночной или тренировочной ситуации на остром курсе стаксель выбран штатно полностью. Больше не подберешь. И рулевому нужно следить внимательно за микро-изменениями ветра на акватории, и в связи с этими изменениями держать оптимальный курс.

Иллюстрация из нашего он лайн доступного учебного пособия. Специальные нити и ленточки «колдунчики», как индикаторы  для оптимального курса и оптимальной установки парусов
Иллюстрация из нашего он лайн доступного учебного пособия. Специальные нити и ленточки «колдунчики», как индикаторы для оптимального курса и оптимальной установки парусов

При реальном плавании парусных крейсерских яхт (вне гоночной ситуации) такое филигранное отслеживание оптимального острого курса и оптимальной установки парусов не совсем обязательно. Но реноме квалифицированного капитана обязывает разбираться в этом вопросе. Нужно стараться делать так, чтобы паруса имели по возможности правильную аэродинамическую форму и правильно располагались относительно набегающего ветрового потока.

Здесь паруса стоят практически идеально. Но если приглядеться внимательно, то грот, большой парус который ближе к зрителю, немного заполаскивает у мачты вдоль передней шкаторины
Здесь паруса стоят практически идеально. Но если приглядеться внимательно, то грот, большой парус который ближе к зрителю, немного заполаскивает у мачты вдоль передней шкаторины

Заполаскивание грота (обратное «пузо») допустимо, особенно при усилении ветра. С передней шкаториной грота нет таких «строгостей» по оптимальной установке, как с передней шкаториной стакселя. Именно передний парус - стаксель немного «задувает» в грот, нарушая его форму по передней шкаторине. Грот может заполаскивать по передней шкаторине при сильном ветре эпизодически примерно от трети до половины своей ширины. Но на крейсерской яхте при таком усилении ветра лучше взять рифы или поставить штормовые паруса. Смотрите иллюстрацию ниже.

На фото на гроте взяты рифы, т.е. грот опущен по мачте вниз, а лишняя парусина увязана – закреплена на гике. Стаксель здесь вообще заменен на штормовой красный стаксель меньшей площади и большой прочности.
На фото на гроте взяты рифы, т.е. грот опущен по мачте вниз, а лишняя парусина увязана – закреплена на гике. Стаксель здесь вообще заменен на штормовой красный стаксель меньшей площади и большой прочности.

Всем счастливых морских миль!

Море и паруса всегда с вами в вашем смартфоне.
О других случаях и нюансах морской практики можете прочитать здесь на нашей учебной инфо ленте Дзен
https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications и в наших учебных пособиях по управлению крейсерской парусной яхтой всегда доступных на экране вашего смартфона на нашем сайте https://morakademy.ru/

*Прием курсантов для обучения по курсу яхтенного капитана круглогодичный, заявление о приёме на обучение и вопросы присылать письменно в электронную почту morakademy@yandex.ru на вот-сап +7 915 365 75 33, или через форму на сайте, подробности и дополнительная информация на сайте https://morakademy.ru/

@АБС