Есть в школьной программе темы по русскому языку, которые учителя не любят объяснять, потому что они объёмные, трудные, с массой различных оговорок (например, "Правописание наречий").
"Состав слова" – тема из этой же группы, объёмная, плохо понимаемая школьниками, с массой подводных камней.
Подписывайтесь на мой Телеграм-канал 👉https://t.me/savcenko_russ_na_vse_sto
Здесь ещё больше работающих лайфхаков по орфографии и пунктуации, интересных фактов о языке, советов и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.
Всю важность данного раздела и необходимость его детального изучения можно объяснить так:
Без знания состава слова невозможно качественно усвоить половину орфографических правил, т.е. фундамент ОРФОГРАФИИ – это МОРФЕМИКА и МОРФОЛОГИЯ.
Вот один из этих кирпичей и попробуем сегодня поднять – попытаемся осмысленно подойти к разбору слова по составу.
Учащимся 9-11 классов крайне рекомендую изучить данный материал – задания по орфографии на ОГЭ (задания 6,7) и ЕГЭ (задания 9, 10, 11, 12) ОБЯЗАТЕЛЬНЫ!
И, конечно, данный материал будет полезен учащимся 4-8 классов при выполнении грамматического задания после написания диктантов, а также при подготовке к ВПР, где морфемный разбор обязателен.
Что такое МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР СЛОВА? Это знание структурных частей слова (приставка, корень, суффикс, окончание и т.д.)
Почему школьники толком не умеют выделять структурные компоненты слова?
Вот список наиболее вероятных причин:
😒 1. Не имеют (или не знают, или забыли) чёткого алгоритма разбора слова по составу.
😒 2. Бедный словарный запас (например, трудно подбирать однокоренные слова при поиске корня, т.к. мало читают, отсюда и примитивный лексический запас).
😒 3. Плохо ориентируются в частях речи, а ведь именно на морфологии базируется разбор слова по составу.
😒 4. Не разбираются в терминологии (например, не понимают разницы между формой слова и однокоренными словами, формообразующими и словообразующими морфемами, лексическим и грамматическим значением слова и т.д.)
Как будем решать эту проблему?
Раздел этот большой, объёмный, и потому в рамках одной статьи всех подводных камней не раскрыть.
Потому для начала необходимо выработать чёткий алгоритм разбора слова, который я прошу своих учеников соблюдать всегда (и при разборе простых слов, и при разборе более заковыристых слов).
Перед началом повторения этой темы (при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ это сделать необходимо) всегда задаю ученикам простой вопрос: с чего начинается разбор слова?
Вариантов ответов много: с окончания, с корня, с приставки. Но никто пока правильного ответа не дал.
Всех своих учеников учу любое слово разбирать по следующей схеме:
👉1. Часть речи
👉2. Окончание и формообразующие суффиксы
👉3. Основа
👉4. Корень
👉5. Приставка
👉6. Суффикс
👉7. Постфикс
👉8. Соединительная морфема
ЧАСТЬ РЕЧИ
Почему разбор любого слова нужно начинать не с поиска окончания или корня, а с определения части речи?
Знание, какой частью речи является разбираемое слово, помогает весь дальнейший разбор направить в нужное русло, а именно:
❤️ 1. Второй этап разбора слова – это поиск окончания.
НЕ ВСЕ ЧАСТИ РЕЧИ ИМЕЮТ ОКОНЧАНИЕ (не путать с нулевым окончанием)!
Если слово (наречие, деепричастие, некоторые формы прилагательных в степени сравнения, несклоняемые существительные и прилагательные) не имеет окончания в принципе, как мы можем его в слове искать?
❤️ 2. Разные части речи изменяются по-разному:
✔️существительные – по падежам и числам,
✔️прилагательные – по падежам, числам и родам,
✔️причастия – по падежам, числам и родам,
✔️местоимения – по падежам, числам и родам (в зависимости от разряда),
✔️числительные – по падежам, числам и родам (в зависимости от разряда),
✔️глаголы: настоящего и будущего времени – по лицам и числам, прошедшего времени – по родам и числам.
Если я знаю, что передо мной, например, существительное, мне понятно, что я буду в слове менять, чтобы это окончание правильно найти.
Только вот теории многовато. Хотя у некоторых частей речи есть повторяющиеся признаки, чем и можно воспользоваться.
Поэтому я своим ученикам советую запоминать их следующим образом:
👉 все части речи, кроме глагола, изменяем ПО ПАДЕЖАМ
(стол – стол-А, весёлый – весёл-ОГО, семь – сем-И, наш – наш-ЕГО, прочитанный – прочитанн-ОГО).
👉 глагол – ПО ЧИСЛАМ (читал – читал-И, по-Ю – по-ЁМ)
ОКОНЧАНИЕ
Что изменить в слове, чтобы найти окончание, я указала выше.
Сделаю только некоторые дополнения:
👉 1. При изменении окончания нельзя нарушать основу слова.
Самая частая ошибка школьника: чтобы найти, например, окончание в слове ОКРАСИМ, подбирают слова ОКРАСИТЬ, КРАШУ, КРАСКА. Это ошибка.
ОКРАСИМ – глагол, значит нам нужно изменить только его число: ОКРАШУ.
👉 2. Не путать понятия НЕТ ОКОНЧАНИЯ и НУЛЕВОЕ ОКОНЧАНИЕ.
НЕТ ОКОНЧАНИЯ – значит вообще нет такой морфемы в слове (указывать её не будем: сказав, завтра, светлее, метро и т.д.).
НУЛЕВОЕ ОКОНЧАНИЕ – морфема есть, только скрытая (указывать её в слове будем в виде пустого квадрата: поход □, красив □, принёс □ и т.д.).
👉 3. В слове может быть несколько окончаний.
Например, при склонении сложных числительных меняются обе части, а значит в слове два окончания: пять□сот□, пят-И-ст-АМ, пять-Ю-ст-АМИ.
ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ СУФФИКСЫ
Здесь сразу хочу оговориться и кое-что прояснить:
✔️ Суффиксы эти часто спорные, и, наверняка, кто-то из читателей будет со мной по каким-то группам несогласен.
✔️ Некоторые суффиксы в школьных учебниках могут трактовать как окончание или даже часть корня.
✔️ Таких суффиксов много, и со школьниками мы рассматриваем только некоторые (необходимые) группы, чтобы не усложнять себе жизнь.
Что это за суффиксы и почему их нужно знать?
Формообразующие суффиксы играют в слове ту же самую роль, что и окончание. При их изменении, как и при изменении окончания, не меняется смысл слова, а меняется только его ФОРМА.
👍 Обычно школьникам понятие ФОРМА СЛОВА объясняю так: изменить форму – это то же самое, что поменять причёску или цвет волос: сегодня блондинка, завтра брюнетка. Цвет волос мы поменяли, но имя, фамилию, возраст, наши привычки, т.е. нашу сущность, мы не трогали.
👍 Так и с ФОРМОЙ СЛОВА: поменяли число, или род, или падеж, но смысл слова остался прежний: лент-А, лент-Ы, лент-У – падеж меняю, но смысл везде одинаковый – "узкая длинная полоска ткани".
Для чего эти суффиксы желательно знать наизусть?
Многие мне скажут, что это только усложняет разбор. Позвольте не согласиться с вами. Наоборот, это упрощает жизнь школьника.
Исходя из опыта своей работы, могу точно утверждать, что самое трудное для школьников при разборе слова – это выделение суффиксов, которых в слове может быть несколько.
👍Если мы точно знаем, что некоторые слова могут иметь специальные (формообразующие) суффиксы, если мы точно знаем, как они выглядят, согласитесь, что их выделение во многом упрощает разбор – как минимум на один суффикс становится меньше.
Мои ученики учат следующие формообразующие суффиксы:
👉 1. у прилагательных ^ степеней сравнения -ЕЕ, -ЕЙ, -Е, -ШЕ, -ЕЙШ, -АЙШ: добрый – добр-ЕЕ, тонкий – тонь-ШЕ, дорогой – дорож-Е, вкусный – вкусн-ЕЙШ-ий
👉 2. у наречий ^ степеней сравнения -ЕЕ, -ЕЙ, -Е, -ШЕ: вкусно- вкусн-ЕЕ, крепко – крепч-Е, много – боль-ШЕ
👉 3. у глаголов инфинитивные ^ -ТЬ, -ТИ: говори -ТЬ, плес-ТИ
👉 4. у глаголов прошедшего времени ^ -Л и НУЛЕВОЙ ^: чита-Л,
сказа-Л-а, принес-Л-и, помог- Ø
👉 5. ^ причастий: -ИМ,-ЕМ,-ВШ, -Ш, -УЩ,-ЮЩ, -АЩ, -ЯЩ, -НН, -ЕНН, -Т:
люб-ИМ-ый, люби-ВШ-ий, люб-ЯЩ-ий, влюбл-ЁНН-ый
👉 6. ^ деепричастий: -А, -Я, -В, -ВШИ: чита-Я, прочита-В
Для того чтобы выделить такие суффиксы, опять же нужно сначала определить ЧАСТЬ РЕЧИ. Это ещё одно объяснение, почему начинать разбор слова нужно именно с определения части речи.
🔥 ВНИМАНИЕ: Эти суффиксы выделяем в слове сразу, не дожидаясь выделения корня, потому что в основу слова они, как и окончание, не входят.
Вот пример, который наглядно показывает необходимость выделения этих суффиксов ещё начальном этапе разбора слова.
Предлагаю школьникам для разбора слово ВЫМЫТЫЙ.
Ученики, как известно, народ ленивый. Каждый второй после окончания -ЫЙ спешит выделить корень, подобрав только одно однокоренное слово МЫТЬ, и получает корень МЫТ-.
Но ВЫМЫТЫЙ – это причастие, а значит у него точно есть формообразующий суффикс -Т. Если он будет выделен, это убережёт многих от неправильного выделения корня.
Ещё раз скажу: при выделении этих суффиксов многие могут мне возразить:
❓А разве суффиксы причастий и деепричастий формообразующие? Причастие и деепричастие – это части речи, а не формы слова.
Но этот момент неоднозначный, у разных лингвистов разный подход: кто-то рассматривает их как формы глагола, а кто-то как отдельные части речи.
❓А у инфинитива разве -ТЬ – это суффикс? Это же окончание.
Опять спорный момент в языкознании: Шанский Н.М., Баранов М.Т., Кузнецов Г.С., представители старой школы, считают их окончаниями.
Бабайцева В.В., Валгина Н.С., составители современных учебников, рассматривают их как суффиксы.
Друзья, разность трактовок не умаляет один единственный факт – эти суффиксы дети учат наизусть и моментально в слове выделяют, что упрощает потом поиск остальных суффиксов.
ВНИМАНИЕ: Бывают не только формообразующие суффиксы, но и приставки:
👉 Приставка НАИ- образует превосходную степень сравнения прилагательных: умный – НАИ- умнейший, вкусный – НАИ-вкуснейший.
ОСНОВА
Всё, что не является окончанием или формообразующими морфемами, станет основой слова.
И не забываем, что основа в слове всегда ОДНА, даже если слово сложное, даже если основу приходится прервать:
ГАЗОПРОВОДН-ый, МЕДСЕСТР-а, СМЕ-ют-СЯ, КАК-ой-ЛИБО.
Смысл трёх перечисленных этапов разбора – разделить слово на две части:
👉 Основа – то, что отвечает за смысл слова, его лексическое значение.
👉 Не основа – то, что отвечает за форму слова, его грамматическое значение.
Весь дальнейший разбор предполагает разбор по составу основы – поиск тех морфем, которые полностью отвечают за смысл слова.
Но об этом поговорим в следующих публикациях.
Подписывайтесь на мой Телеграм-канал 👉https://t.me/savcenko_russ_na_vse_sto
Здесь ещё больше работающих лайфхаков по орфографии и пунктуации, интересных фактов о языке, советов и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.
Следите за выходом новых статей, где узнаете главный секрет правильного выделения самой проблемной морфемы в слове – СУФФИКСА.
Друзья, вторая часть материала уже вышла. Вы можете ознакомиться с ней ЗДЕСЬ:👉 "Состав слова – головная боль учителей и школьников на все времена | ЧАСТЬ 2: СЕКРЕТ ПРИСТАВОК И СУФФИКСОВ".
А кому не терпится узнать все секреты морфемного состава слова уже сейчас, может записаться ко мне на занятия, чтобы поднять свою четвертную оценку и гарантировать себе отличный результат на ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, ЦЭ.
Хотите сами записаться на занятия или записать своего ребёнка?
ТОГДА ВАМ СЮДА: ✔️@savcenko_russEGE (стучитесь в ТЕЛЕГРАМ, не откладывая на потом, чтобы гарантировать ОТЛИЧНЫЙ результат на любом экзамене).
Спасибо, что дочитали до конца. Надеюсь материал был полезен и ребятам, и взрослым.
Подписывайтесь на канал, чтобы узнать как можно больше реально работающих лайфхаков для написания любой контрольной или экзаменационной работы на отлично! Спасибо за лайки! Всё это поддержит канал, который только начинает свой путь!