Найти тему
Хорошо. Громко.

"Чужое лицо" Ивана Козлова: reuse, recycle

Современный российский детектив озадачил. Странные вещи происходят в издательстве Центрполиграф.

Видите книгу? Она 2020 года выпуска, и оформлена так, чтобы читатель думал, что она и написана в 2020 году. Только я этот детектив уже читала много-много лет назад.

Насторожил эпизод из начала книги, где молодой человек работал в автосервисе, был специалистом по покраске и однажды сообразил, что новую машину без единой царапины он перекрашивает не потому что хозяину вдруг цвет надоел, а потому что она угнанная, а он, получается, пособник угонщиков. Я как это прочитала, сразу подумала: дежавю.

Не считая эпизода с машинами, “Чужое лицо” типовой детектив-боевик, причём довольно низкого качества. Главный герой, тот самый мастер автосервиса, был обычным молодым парнем, по дурости ввязался в ограбление магазина, но одумался и хотел больше с криминалом дел не иметь, а вместо этого, конечно, попал в самую гущу разборок между бандитами, коррумпированными политиками и кейджиби и всех победил. Сюжет банальный, написан плохо, главный герой то наивный автослесарь, который ничего опаснее гаечного ключа в руках не держал, то вдруг берёт на понт матёрых преступников, стреляет без промаха и в кулачном бою побеждает спецназовцев. Да ещё и действие зачем-то происходит в Москве, а автор, похоже, сам в Москве никогда не был. В общем, плохая книга, не рекомендую.

Но главное, перекрашивание угнанных машин. Я про это уже читала, причём довольно давно!

Сначала сомневалась: правоохранительные органы в книге называют полицией, всё остальное тоже изображено более-менее современно, да и 2020 год на обложке. Как же я могла это читать много лет назад?

Дочитала до конца, и оказалось - я действительно это раньше читала, а книга написана не в 2020 году. Даже не в 21 веке.

Бандиты ездят на шестисотых мерседесах.
Новости узнают из бумажных газет.
Звонят друг другу по стационарным телефонам.
Упоминается смертная казнь, которую отменили в 1997 году.
Герои встречаются на Калининском проспекте, который переименовали в Арбат ещё раньше, в 1994.

При этом - полиция, и во всех выходных данных 2020 год.

То ли у издателей кризис с авторами, то ли решили сэкономить, но они явно вытащили роман из архивов и издали его под видом нового. И даже не потрудились перечитать, иначе, как минимум, Калининский проспект бы засекли. Автозаменой милицию на полицию исправили, и всё.

Конечно, если издательству принадлежат права на книгу, оно может и слова менять, и издавать её сколько угодно раз, и любой год писать на обложке. Но впечатление это производит неприятное. Как будто на упаковке заклеили просроченные даты и втюхали мне рыбу даже не второй, а девяносто второй свежести.

Причём без видимых причин. Почему не переиздать роман как есть? Не указать настоящий год написания, тем более, что 1990-е нынче в моде? К чему абсурдная замена милиции на полицию в романе, где события очевидно происходят за двадцать лет до переименования?

-2

В общем, противный осадок у меня остался от “современной” детективной литературы.