Кто такой Виктор Михайлович Васнецов? Конечно, главный русский живописец-сказочник. Создатель былин и легенд на холстах. Какое он имеет отношение к каналу «Франкофилия»? Имеет!
1876 и часть 1877 года Виктор Васнецов провёл в Париже. Да не один, а в компании с Ильёй Репиным и Василием Поленовым. Да, времена изменились. Если раньше в пенсионерские поездки направляли в Италию, то теперь центр мировой художественной жизни прочно переместился в Париж. Художник молод, ему 28 лет.
Итак, три друга Васнецов, Репин и Поленов тосковали по России оттуда. Интересно, что наши будущие мэтры (особенно Васнецов) оказались полностью невосприимчивы к модной "французской болезни", тогда уже бушевавшей вовсю - импрессионизму. Да и Репин, насмотревшись на французские новшества выдал в ответ... "Садко" (но об этом как-нибудь в другой раз)
Виктор Васнецов в те годы и не помышлял о карьере главного сказителя-баснописца всея Руси. Он был твёрдым «жанристом». Художника интересовал быт, во всех его проявлениях. В России – российский, во Франции – французский.
От парижского периода до нас дошло немного картин. Вот эта даже выставлялась в Салоне.
Балаганы в окрестностях Парижа. 1876-1877. Ныне - Государственная Третьяковская галерея:
Кстати, знаете ли вы, что картина существует в двух вариантах. Вот ещё один, такой, да не такой
Акробаты. На празднике в окрестностях Парижа. 1877. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург:
Разница очевидна, в первую очередь, в фигуре Пьеро, во вторую в левом верхнем углу. Фигуру акробата (кстати, чем-то очень предвосхищающую картины раннего Пикассо) сменили музыканты.
Предлагаю вам забавный тест, для своих друзей. На наблюдательность. Покажите им вот эту картину, и спросите: «А что здесь не так? Каков подвох в этой картине?»
В.Васнецов. Девушка в лесу. 1876:
"Подвох" очень прост. Он в полном названии картины. Я его немного сократил. По-настоящему оно звучит так "Девушка в лесу Медона". Медон тогда это Подпарижье, сейчас уже собственно Париж.
Некоторые, ещё до того, как узнают название говорят «Сразу видно, что лес не наш». Может быть я не настоль наблюдателен, но вот хоть убей, я этого не вижу.
Последнее по времени пересечение Виктора Михайловича Васнецова и Парижа состоялось вот в этом вот эскизе
Проект русского павильона на Парижской выставке. 1898:
P.S. Напишите, какой из двух Балаганов вам больше понравился - Московский или Петербургский, и если можно, то почему
Подписывайтесь на канал! Vive la France!