Примерно два года назад вышла детская повесть Анны Красильщик "Давай поедем в Уналашку". Все читатели отзывались о книге с восторгом и, по-моему, только я эту повесть раскритиковала. Именно поэтом я с опаской принималась за чтение продолжения, которое называется "Тайна месье Каротта". И зря, книга мне невероятно понравилась!
Как и первая книга, в этой можно выделить две линии. Первая - это рассказ об обычной повседневной жизни 10-летнего мальчика Марка и его семьи. Вторая - это детективное расследование, которое Марк ведёт при помощи своих родственников. В первой книге про Уналашку Марк искал своего дедушку. Он переживал, что его мама не знает своего папы, ведь иметь папу просто прекрасно, и помог его найти. Во второй книге он помогает своему другу Жан-Пьеру (пожилому фотографу из Франции, с которым он познакомился во время поисков дедушки) найти следы его предка в России. Якобы прапрапрадедушка Жан-Пьера участвовал в войне 1812 года, разочаровался в Наполеоне и после Отечественной войны остался в России. Там его следы затерялись, но на них наткнулся друг Жан-Пьера по имени Франсуа.
В первой книге меня смущала подчеркнутая взрослость Марка и его слишком глубокая озабоченность делами взрослых. В этой Марк чуть подрос, и его глубокая эмпатия и точность мыслей и формулировок (книга написана от первого лица) стали более соразмерны герою. Взрослость мальчика хорошо компенсировалась эпизодами непонимания со стороны взрослых, наконец-то я увидела тот самый реальный зазор между взглядом ребенка и тем, как на этого ребенка смотрят взрослые - и сразу узнала себя, и множество своих знакомых семей. Марк занят важным расследованием - но мама срочно требует выключить компьютер и лечь спать. Марк не хочет ходить ни на какой кружок рисования - но мама заставляет его туда идти. Потом Марк признает, что там было в принципе неплохо, а мама, конечно же, говорит: "Я же говорила!"
Привет Жан-Пьер!
Простите, что исчез так надолго. Сначала началось лето, и нас с бабушкой увезли в деревню. Интернет был только у нее в телефоне - якобы "для связи с моей матерью", а мамин компьютер и планшет Макса мне, конечно, взять не разрешили. Во-первых, потому что они нужны им самим. А во-вторых, чтобы я "дышал свежим воздухом" (я так и не понял, какая связь). На самом деле мы должны были поехать не в деревню, а в Уналашку...
Марк стал для меня узнаваемым живым мальчиком. По дороге домой из школы он заходит в магазин и покупает себе колу - но не сообщает об этом бабушке и маме (как и любой ребенок его возраста), чтобы они не ругались. Он предпочитает слушать рэп, но делает это в наушниках, потому что понимает, что маме совершенно не понравится такая музыка. Он теряет все подряд и забывает вовремя зарядить телефон, как и все остальные такие мальчики. Но больше всего мне понравилось, как тонко и точно в книге изображены переживания мальчика по поводу скорого появления нового ребенка. Марк - мальчик, которого любят со всех сторон, у него есть любящий папа и его жена, любящая мама и отличный отчим Макс, комплект обожающих его бабушек-дедушек. Означает ли это, что не будет ни ревности, ни волнения, ничего, связанного с рождением сиблинга? Нет! И дело не в том, что Марк - эгоист, совсем наоборот, просто он боится перемен. Взрослые-то боятся, а дети еще сильнее. И в книге, по-моему, отлично переданы его чувства и переживания по этому поводу.
Вообще семья и семейные ценности - это главное, вокруг чего организовано все повествование. Уже вторую книгу подряд Марк и его близкие заняты поисками еще какого-нибудь члена семьи. Не своего, так чужого. Потому что, как говорит Марк в самом конце книги, "самое ценное - это семья и любовь. И еще память". Не уверена, что многие 11-летние мальчики (в середине книги Марку исполняется 11) способны это осознанно сформулировать, скорее это сверхидея автора, которую ей очень важно донести до читателя. Рассказать, что важно уметь поддерживать хорошие отношения с родными, помнить ушедших, искать потерявшихся, с любовью принимать новых членов семьи - как приняли новую жену папа Ивана и нового мужа мамы Марики. И здесь я очень согласна с автором!
Вторым явным авторским посланием в книге становятся многочисленные "культурные" отсылки: как и в первой части про Уналашку, в тексте повести или в сносках постоянно упоминаются книги и фильмы, которые автору хочется порекомендовать своим читателям. В одном эпизоде Марк с родителями смотрит "Форреста Гампа", в другом - Луиса Бунюэля, и не что-нибудь, а "Андалузского пса". В сносках рекомендуются роман "Пока нормально" Гэри Шмидта (только что дочитала его, потом расскажу подробно), стихи Габриэля Гарсиа Лорки и песни Дэвида Боуи.
Потом мы валялись на диване и смотрели фильм про мальчика, который дружил с девочкой, а потом вырос и пошел на войну, а потом пробежал вокруг света, а вместе с ним - еще огромная толпа людей. За это время у него выросла огромная борода, и девочка тоже выросла. Но потом она умерла, зато перед этим родила ему сына. Девица сказала, что это ее самый любимый фильм, и мне он тоже понравился.
Еще одним ощутимым достоинством книги мне кажется юмор. Книжка по-настоящему смешная! Меня очень веселили замечания Марка по поводу поведения взрослых, то, как он увидел бабушку и дедушку с папиной стороны, его детские умозаключения по поводу взрослых проблем, которые он толком не понимает, но более-менее верно их чувствует.
Увидела ли я в книге какие-нибудь минусы? Да, пожалуй. Меня по-прежнему смущает, что автор никак не показывает жизнь Марка вне семьи и интересов родителей. Точнее ценность этой жизни. Сначала я подумала, что это реалии Москвы, но в какой-то момент мы понимаем, что одноклассники Марка ведь дружат между собой, вместе гуляют, но ему это ни капли не интересно. Понятно, что автору захотелось показать именно такого ребенка с вот такими ценностями и привычками, но меня по-прежнему немного удивляет, что у него как будто нет жизни и интересов за пределами семьи. Впрочем, это хорошо укладывается в "семейную концепцию" истории. А еще я подумала, что может в следующих книгах Марк будет взрослеть и постепенно сепарироваться от своих многочисленных родителей, и тогда мы увидим истории про дружбу и про взаимоотношения ровесников.
Самым подходящим возрастом для чтения этой книги мне кажется младший подростковый, то есть примерно 10-13 лет. Но, как очень мудро написано на обороте издания: "Каждый читатель уникален. Любая маркировка условна".
В заключение скажу, что "Тайна месье Каротта" напомнила мне о двух других замечательных детских книгах. Об одной из них я уже рассказывала в этом блоге весной - это повесть Ларисы Романовской "Брат дракона". Главный герой там - тоже мальчик-младшеклассник, а главные темы книги - это семья и генеалогия, то есть поиски своих корней ("Брат дракона" - это на самом деле "брат дьякона", просто мальчик плохо слышит из-за болезни, поэтому вот так понимает). И там тоже показана очень хорошая любящая семья. Вот статья об этой книге:
Вторая книга, о которой я вспомнила по ходу чтения "Тайны месье Каротта" - это одна из любимых сказок моего детства, "Приключения Печенюшкина" Сергея Белоусова. В этой сказке две сестры, Алена и Лиза, попадают в волшебную страну Фантазилью, там с ними разные приключения происходят. Так вот, одного из жителей Фантазильи зовут дон Диего Морковкин. В конце первой книги (всего книг про Печенюшкина три) Лиза спрашивает, откуда у него, человека явно благородного происхождения, взялась такая фамилия? И дон Диего рассказал девочке, что сначала его фамилия была "Каротель", что означает "морковь", но потом в Фантазилье началась кампания по смене непонятных фамилий на понятные, и он переделался в "Морковкина". Благодаря сказке про Печенюшкина я разгадала тайну месье Каротта раньше всех персонажей.
***
В очередной раз скажу, что современная российская детская литература, которая наследует традициям советской детской литературы и заимствует лучшие черты литературы переводной, очень радует. Так много хороших книг, которые хочется читать детям вслух!