Молодая пара приходит на встречу со старинными друзьями. Все рады и ведут непринуждённый трёп ни о чем. Только к Элен проявляют излишнюю заботу. Она всем даёт понять, что не смотря на неизлечимую болезнь и слабое состояние не требует особого внимания. На вопрос подруги - "Что нам делать?", говорит о том, что лучше ничего не делать, имея ввиду оставление её в покое. Матье глубоко переживает эту сцену и вообще происходящее с женой, которая добивает его шаткое состояние отъездом в другую страну, из Франции в Норвегию. Возможно это её первое и последнее путешествие.
Тема "неизлечимо больных" раскрыта в кинематографе с разных сторон, есть даже комедии. Но выдающимся образчиком для нашего зрителя был и остаётся "Достучаться до небес". Классно снятый, с колким юмором и скользящей тоской, фильм. Больше, чем никогда кино иного порядка. Оно более реалистичное, с трясущейся камерой, создающей ощущение присутствия, минимумом диалогов, которые очень точно передают оптимистичное уныние приближающейся смерти близкого человека. Здесь нет излишнего напряжения трагичных жил и на чувствах зрителя не играют как на фортепьяно. Все лаконично и по делу.
Героине Вики Крипс, из Призрачной нити Пола Томаса Андерсона, Элен, претит сознание хирурги чешского вмешательства в её плоть. Она осознанно отвергает эту возможность, и ей стойко приходится оборонять право от стенаний окружающих. Такое решение не является поднятием белого флага перед лицом "великого может быть". Даже наоборот, необходимо иметь кремниевое мужество, что бы принять скорую неизбежность и отказаться от более продолжительных мучений. И когда Элен, задыхаясь после прогулки, ощущает, что вот-вот уйдёт, ей не становится страшно, но приятно.
И об этом чувстве она говорит своему новому соседу, хозяину дома, где женщина поселилась в Норвегии. Мистер Бент прожил долгую, с многими трагичными событиями, жизнь. Он молчалив и всегда смотрит на соседку с пониманием. И Элен, в глуши норвежских скал и озёр, смиренно следует за старшим товарищем и собственными чувствами, которые как единое целое гармонизируют с происходящим. Они легко сошлись и потому, что он как-то ей сказал - "ты никого не должна удивлять необычным способом смерти". И тем самым окончательно капнув последнюю каплю в сосуд уверенности в своём решении, поддержал её.
Желание мужа, последняя попытка, спасти любимую, оказывается сначала сильнее понимания её твёрдого убеждения в необратимом процессе. От этого Матье нервничает, ревнует, и в конечном итоге срывается на хозяине дома, который привык к тычкам судьбы и только молча ретируется. Этот взрыв подавляемых чувств, нашедший самое неподходящее дышло, опустошает мужчину и приводит к смиренному покаянию и принятию решения супруги.
Их прощальное соитие в гостевом доме Мистера демонстрируется подробно, не спеша, с учётом предельно ослабевшего тела Элен. Но их любовь в этот раз позволяет довести все до необходимого физиологического завершения и уверить обоих в беззаветных чувствах друг к другу. Они не задумываются в эти несколько минут - "что было бы если", а совершают этот священный акт как ритуальные жертвоприношение для самих себя, дабы избавиться, хоть на мгновение, от точащего чувства вины.
В итоге пара расстаётся, но так, что не муж прощается с женой, а наоборот, буквально. Элен провожает его на паром с любовью, но уже без всякой надежды.
Кино вызывает смешанные чувства. Тут и грусть-печаль, вызываемая трагедией человека. И вместе с этим необъяснимое ощущение покоя перед старухой с косой. Здесь надо ловить не только редкие фразы и интонации, но, даже более этого, и взгляды героев. Парадокс, от таких историй хочется хлопнуть по маленькой, но в данном случае надо глядеть на трезвую голову. Не для того, что бы постараться уяснить смыслы бытия, а для вникания в конкретную историю, которую, конечно, можно спроецировать и на свои переживания и опыт.
P. S.: Об этом много писали, но финальное прощание умирающего с продолжающим жить в кино, в жизни обернулось странным образом наизнанку. Это последняя роль харизматичного Гаспара Улье, и если это знать, то провожающий взгляд Вики Крипс окрашивается новыми драмматичными красксми.