Найти в Дзене
Кин-дзен-дзен

Больше, чем никогда (2022 г.)

Кадр из фильма "Больше, чем никогда".
Кадр из фильма "Больше, чем никогда".

Молодая пара приходит на встречу со старинными друзьями. Все рады и ведут непринуждённый трёп ни о чем. Только к Элен проявляют излишнюю заботу. Она всем даёт понять, что не смотря на неизлечимую болезнь и слабое состояние не требует особого внимания. На вопрос подруги - "Что нам делать?", говорит о том, что лучше ничего не делать, имея ввиду оставление её в покое. Матье глубоко переживает эту сцену и вообще происходящее с женой, которая добивает его шаткое состояние отъездом в другую страну, из Франции в Норвегию. Возможно это её первое и последнее путешествие.

Тема "неизлечимо больных" раскрыта в кинематографе с разных сторон, есть даже комедии. Но выдающимся образчиком для нашего зрителя был и остаётся "Достучаться до небес". Классно снятый, с колким юмором и скользящей тоской, фильм. Больше, чем никогда кино иного порядка. Оно более реалистичное, с трясущейся камерой, создающей ощущение присутствия, минимумом диалогов, которые очень точно передают оптимистичное уныние приближающейся смерти близкого человека. Здесь нет излишнего напряжения трагичных жил и на чувствах зрителя не играют как на фортепьяно. Все лаконично и по делу.

Героине Вики Крипс, из Призрачной нити Пола Томаса Андерсона, Элен, претит сознание хирурги чешского вмешательства в её плоть. Она осознанно отвергает эту возможность, и ей стойко приходится оборонять право от стенаний окружающих. Такое решение не является поднятием белого флага перед лицом "великого может быть". Даже наоборот, необходимо иметь кремниевое мужество, что бы принять скорую неизбежность и отказаться от более продолжительных мучений. И когда Элен, задыхаясь после прогулки, ощущает, что вот-вот уйдёт, ей не становится страшно, но приятно.

Кадр из фильма "Больше, чем никогда".
Кадр из фильма "Больше, чем никогда".

И об этом чувстве она говорит своему новому соседу, хозяину дома, где женщина поселилась в Норвегии. Мистер Бент прожил долгую, с многими трагичными событиями, жизнь. Он молчалив и всегда смотрит на соседку с пониманием. И Элен, в глуши норвежских скал и озёр, смиренно следует за старшим товарищем и собственными чувствами, которые как единое целое гармонизируют с происходящим. Они легко сошлись и потому, что он как-то ей сказал - "ты никого не должна удивлять необычным способом смерти". И тем самым окончательно капнув последнюю каплю в сосуд уверенности в своём решении, поддержал её.

Желание мужа, последняя попытка, спасти любимую, оказывается сначала сильнее понимания её твёрдого убеждения в необратимом процессе. От этого Матье нервничает, ревнует, и в конечном итоге срывается на хозяине дома, который привык к тычкам судьбы и только молча ретируется. Этот взрыв подавляемых чувств, нашедший самое неподходящее дышло, опустошает мужчину и приводит к смиренному покаянию и принятию решения супруги.

Их прощальное соитие в гостевом доме Мистера демонстрируется подробно, не спеша, с учётом предельно ослабевшего тела Элен. Но их любовь в этот раз позволяет довести все до необходимого физиологического завершения и уверить обоих в беззаветных чувствах друг к другу. Они не задумываются в эти несколько минут - "что было бы если", а совершают этот священный акт как ритуальные жертвоприношение для самих себя, дабы избавиться, хоть на мгновение, от точащего чувства вины.

Кадр из фильма "Больше, чем никогда".
Кадр из фильма "Больше, чем никогда".

В итоге пара расстаётся, но так, что не муж прощается с женой, а наоборот, буквально. Элен провожает его на паром с любовью, но уже без всякой надежды.

Кино вызывает смешанные чувства. Тут и грусть-печаль, вызываемая трагедией человека. И вместе с этим необъяснимое ощущение покоя перед старухой с косой. Здесь надо ловить не только редкие фразы и интонации, но, даже более этого, и взгляды героев. Парадокс, от таких историй хочется хлопнуть по маленькой, но в данном случае надо глядеть на трезвую голову. Не для того, что бы постараться уяснить смыслы бытия, а для вникания в конкретную историю, которую, конечно, можно спроецировать и на свои переживания и опыт. 

P. S.: Об этом много писали, но финальное прощание умирающего с продолжающим жить в кино, в жизни обернулось странным образом наизнанку. Это последняя роль харизматичного Гаспара Улье, и если это знать, то провожающий взгляд Вики Крипс окрашивается новыми драмматичными красксми.