Найти тему

Чем занять детей в машине или в очереди

После моей статьи про детские истерики, в которой я заикнулась о том, как занимаю детей в машине или в очередях в скучных взрослых заведениях, меня стали просить поподробнее рассказать об этом. В общем, решила подготовить небольшой список наших развлечений. Кстати, некоторые из них в первозданном или упрощенном виде пришли в нашу семью из театрального училища - актерские тренинги отлично заходят моим детям! 

  1. «Найди предметы на букву…» Игра подходит для любого помещения.  Необходимо найти как можно больше предметов на заданную букву. С малышами можно играть «в открытую», то есть, как только ребёнок нашел предмет, он его объявляет. Потом - ваш ход. С детьми постарше лучше играть «в закрытую». То есть за определённое время вы молча ищете предметы, а потом говорите, сколько удалось найти. У кого больше - тот начинает перечислять. Сложность заключается не только в том, чтобы  обнаружить предметы на нужную букву, но и удержать их все в памяти. Мне нравится эта игра ещё и тем, что дети в стремлении выиграть начинают не просто шарить вокруг глазами, но и шевелить мозгами, «подтягивая» порой очень необычные варианты. Нужны предметы на букву «м»! Они говорят (в очереди, допустим) «молчание»! Ваше дело-засчитывать такой ответ или нет. Вроде бы это не предмет… но лично я сообщаю в таких случаях: «это не предмет, но я тебе засчитаю-за изобретательность!» Можно играть и по принципу цепочки слов (следующий называет на последнюю букву названного слова противника), но условия те же: называем то, что есть вокруг нас.
  2. «Зверь на букву…». Игра немного похожа на предыдущую. Вы называете букву-ребёнок вспоминает животное на эту букву. Можно импровизировать. Более старшим детям я усложняю условия. Надо назвать не только животное, но и что-то съедобное и ещё предмет одежды или аксессуар на эту букву.
  3. «На ком закончилось слово». Вы по очереди называете буквы, подразумевая при этом какое-то реально существующее слово (нарицательное, в именительном падеже, единственном числе (исключение-слова, у которых нет ед.ч). Тот, кто назвав букву, закончил слово - проиграл. Игра полезна тем, что учит продумывать ходы наперёд, подсчитывая, на ком закончится придуманное слово, какую букву стоит назвать. А интересна она тем, что иногда раньше времени получаются слова , которые ты не задумывал, и ты неожиданно проигрываешь (допустим, ты задумал слово «морс» и довольный собой называешь букву «р», тем самым образуя слово «мор», и получаешь в награду торжествующую усмешку собственного ребёнка - такой взрослый, а проиграл!). 

Можно подумать, что все наши развлечения связаны с буквами и словами. Но это не так. Да, у меня в запасе много словесных затей (всё-таки одно из моих образований филологическое), и это неплохо - ведь благодаря таким играм дети иначе начинают относиться к родному языку (не просто как скучному школьному предмету с кучей правил и исключений), пополняют свой словарный запас, учатся точнее формулировать мысли. Я люблю наш язык и хочу, чтобы наши дети знали и любили его тоже. Но есть и другие развлечения у нас в арсенале. 

  1. «Что бывает такого цвета». Взрослый называет цвет, а ребёнок должен назвать что-то природное такого цвета. Именно природное, а не рукотворное. Потому как если это условие не обозначить, то игра может превратиться в «синий-машина, розовый-машина, зелёный-машина», ведь любая рукотворная вещь может быть любого цвета. Опять же, с более старшими детьми я усложняю условия, они называют только животных или только растения нужного цвета. 
  2. «Игра в знаки». Эту игру придумала наша средняя дочь Евдокия. Она очень любознательна и в определённый момент при поездках в машине начала интересоваться знаками (как они называются и что обозначают). А благодаря тому, что у неё прекрасная память, очень скоро она перестала нас расспрашивать и предложила играть в знаки. У нас эта игра исключительно Дусина. Она ни с кем не соперничает, а просто называет нам все знаки, которые видит по пути. Она, похоже, уже готова сдавать теорию в автошколе. Всё знает. Но вот однажды игра была испорчена… Мы ехали по трассе. Скорость приличная - соответственно, знаки мелькают часто. Дуся перечисляет «внимание, скоро пешеходный переход; пешеходный переход; остановка; внимание, крутой поворот влево; т-образный перекрёсток; крутой поворот вправо…», язык начинает заплетаться и она с грустью сообщает: «Я не успеваю! Знаков много, а Дуся одна!»😊 Можно играть вдвоём-втроём-вчетвером. Называть знаки по очереди. Кто ошибся в названии или пропустил-выходит из игры, например. 
  3. «Машины по цветам». Ещё одна устная игра для дороги. Помню ее по своему детству. Только тогда спектр цветов у машин был поскромнее. Правила просты: выбираете 2 цвета. Один ищет красные машины, другой синие, например. У кого больше за определённое время, тот выиграл. Или можно играть не по времени, а  до 10, до 20 - как хотите. Мы заранее обговариваем, считается ли бордовый красным, а голубой синим или мы берём в расчёт только чистые цвета. 
  4. «Измерь расстояние». Из машины возвращаемся в поликлинику или на почту. Когда дети изучили все планы пожарной эвакуации и плакаты типа «осторожно, грипп!», можно заняться развитием глазомера. Помните из детства «лилипутские», «гигантские», «муравьиные»? Вот-вот. Предполагаем, сколько таких шагов отсюда и вон до того цветочного горшка. Чьи расчёты ближе к истине, тот выиграл.
  5. «Рассказывай и слушай». Игра подойдёт для детей, которые могут тихо разговаривать или для ситуаций, когда вы не будете мешать окружающим. Суть в том, чтобы ребёнок рассказывал какое-то стихотворение вслух, а вы при этом рассказывали ему какую-то историю (выдуманную или реальную). Если стихотворение закончилось, а ваша история ещё нет-он начинает сначала и по кругу. Суть игры - по окончании рассказа ребёнок должен пересказать вашу историю. Это непросто. Если ребёнок уже неплохо читает и в заведении есть что прочесть или у вас с собой есть рекламная брошюра, аннотация к лекарству, книжка, то вместо стихотворения он может читать. 

Вот лишь несколько наших игр и затей, не требующих никакого реквизита. Для них нужны только знания, внимание, фантазия. Кстати, чем больше занимаешь детей подобными забавами, тем больше новых игр они придумывают самостоятельно. Взрослым остаётся лишь немного подредактировать правила, чтобы игра получилась честной и интересной!