Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Мы нижеподписавшиеся» и унизительная сцена

Вчера мы начали разговор о производственном …триллере Татьяны Лиозновой «Мы нижеподписавшиеся» (1980), а поскольку фильм – сложный во всех отношениях, то сегодня поговорим о персонажах.

Точнее – о центральной паре, о москвичах Лёне и Алле Шиндиных, которые живут в в городке Куманёво, ибо в своё время Лёнечка рванул в провинцию за своим «сеньором» Егоровым.

Кадр из фильма «Мы, нижеподписавшиеся» (1981). Скриншот.
Кадр из фильма «Мы, нижеподписавшиеся» (1981). Скриншот.

Меня и в детстве, когда фильм вышел, это напрягало – нет, не смена Москвы на периферию, тут, как раз, всё нормально. Люди едут «за большим делом», а ещё (будем честны) за хорошими деньгами в любые точки Вселенной.

Меня напрягала собачья, ...нет, пусть будет изящно - вассальная преданность Шиндина – Егорову. Да. Гениальный строитель, фанат своей профессии, Егоров буквально горит на работе.

Кадр из фильма «Мы, нижеподписавшиеся» (1981). Скриншот.
Кадр из фильма «Мы, нижеподписавшиеся» (1981). Скриншот.

Я это понимаю – моя мама по образованию инженер-строитель, и я в курсе, что сопротивление материалов и прочая механика грунтов может увлечь гораздо сильнее, чем филология (например) и по ощущениям намного романтичнее любой гуманитарной дисциплины.

Но для Шиндина важен не сам процесс, а тот самый великий Егоров. (В одном разборе я даже слегка поругалась с автором, который заподозрил «нехорошее» в возвышенном отношении Лёни – к Егорову. То «нехорошее» даже в голову бы не пришло советскому мужику, но да ладно).

Кадр из фильма «Мы, нижеподписавшиеся» (1981). Скриншот.
Кадр из фильма «Мы, нижеподписавшиеся» (1981). Скриншот.

Я вижу классическое, прямо-таки литературно-художественное поклонение рядового, обычного рыцаря – своему герцогу. А ещё, когда я читала уже в юности «Гордость и предубеждение» - там, где мистер Коллинз бесконечно говорит с придыханием о леди Катрин де Бэр, я вспомнила… именно Шиндина, хотя, стилистика восторгов была разной.

Теперь представьте ощущения Аллы, которая год за годом слушает о Егорове и только о нём. Давно. Конечно, могла бы развестись, схватить ребёнка и вернуться в Москву, но …она любит своего мужа. Мы это видим не только в финале, где супруги радостно смеются, как подростки.

Кадр из фильма «Мы, нижеподписавшиеся» (1981). Скриншот.
Кадр из фильма «Мы, нижеподписавшиеся» (1981). Скриншот.

Все истерики Аллы в поезде – это попытка докричаться до мужа. А он творит совсем уж безобразное. Напомню, что он заставляет жену сыграть роль своей сослуживицы, у которой сегодня день рождения.

Под это дело заманить в купе членов комиссии, напоить слегка и – попросить между делом подписать акт приёмки здания. Всё – ради Егорова, конечно же. Подвыпивший Семёнов (Олег Янковский) начинает обнимать красотку Аллу, тогда как её законный супруг лишь подкашливает.

Кадр из фильма «Мы, нижеподписавшиеся» (1981). Скриншот.
Кадр из фильма «Мы, нижеподписавшиеся» (1981). Скриншот.

И всё. Алла на это подписывалась? Страдать за Егорова, объекты, идеалы. Целоваться с пьяным, посторонним кавалером, пусть и красавчиком. Видеть, как муж думает совсем не о том, что его Алле противно.

Нормальный мужик наплевал бы на свои задумки и чисто автоматически дал бы в мoрду Семёнову. Но не вассал, ибо на кону стоит честь сюзерена, а потому, терпи, милая.

Кадр из фильма «Мы, нижеподписавшиеся» (1981). Скриншот.
Кадр из фильма «Мы, нижеподписавшиеся» (1981). Скриншот.

Больше того, Егоров никак не помогает своим людям – они, как жили в однушке, так и живут. А зачем? И Шиндин считает, что помощь неприемлема, так как «все подумают», что Егоров двигает «своих».

Короче, Лёня себе устроил отношения сюзеренитета-вассалитета на общественных началах, ничего с этого даже не имея. А Егорову на своего рыцаря просто наплевать. Нет, Егоров просто не замечает, что ему служат, и принимает сие, как должное.

Zina KorZina (c)