Мои ученики всегда удивляются, когда читают в учебниках по английскому комиксы и тексты про использование калькуляторов на уроках математики в британских и американских школах. Сначала удивляются, а потом возмущаются. То есть дети не очень хотят, чтобы у нас было как у них. Конечно, есть и такие, которые рады бы пользоваться калькулятором на уроках, но таких, на удивление, меньшинство. Всё-таки ребята понимают, что устный счёт, знание таблицы умножения и умение производить арифметические вычисления на бумаге развивают мозг. Многие знают, что иностранные ровестники занимаются по программам, которые наши школьники проходят на класс-два раньше, а детям эмигрантов из России часто скучно на уроках математики в школах в других странах, так как они это всё уже знают.
И тут вдруг наше Министерство образования подкидывает сюрприз. В новой демоверсии от ФИПИ предлагают отменить Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других классиков на ЕГЭ и разрешить использование калькуляторов на ОГЭ по математике. О ЕГЭ по литературе поговорим в другой статье, а сейчас давайте сосредоточимся на ОГЭ по математике.
В образовательных и родительских сообществах разгорелись нешуточные страсти по поводу ОГЭ и калькуляторов. Старшее поколение и девятиклассники, только что сдавшие ОГЭ возмущены. Первые по поводу того, что образование решили окончательно убить, а вторые из-за несправедливости, что вот им пришлось напрягаться-учить, а нынешние школьники всё быстро посчитают на калькуляторе. Так ли это на самом деле?
Почитала КИМы - действительно, предлагают использовать непрограммируемый калькулятор. Я сама почти не пользуюсь калькулятором, мне проще в уме или на бумаге столбиком считать, и я понятия не имею, чем отличается программируемый калькулятор от непрограммируемого. Изучила вопрос. Непрограммируемый калькулятор расчитан только на простые арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление), он не имеет функционала для создания и сохранения пользовательских пронрамм и формул. И, кстати, сами эксперты-проверяющие просили разрешить его применение. Но на ЕГЭ! Для заданий второй части, где нужны большие расчёты, где в спешке многие теряют баллы из-за арифметических ошибок. На ОГЭ, конечно, вполне можно обойтись и без калькулятора.
Для чего это делают?
Многие считают, что таким образом пытаются улучшить данные по сдаче ОГЭ. После скандалов последних лет с рекордно высоким количеством несдавших - 21.5% в 2021 году, 27.2% в 2022 году и 34.58% в 2023 - чиновники решили улучшить показатели не изменениями в программах и системе обучения в целом, а посредством облегчения сдачи экзамена.
Хотя, как думает репетитор моего сына по математике, многим и программируемый калькулятор не поможет, поскольку формулы знать надо. Она рассказывает, что наличие справочных материалов на экзаменах никак не помогает большинству сдающих, потому что они элементарно не знают, КАК применить формулу. Я прекрасно знаю, как это бывает. На уроках английского многие дети, имея образец выполнения упражнения, не могут его сделать. Дети не хотят вникать, не читают задание к упражнению, они ждут, что учитель подойдёт и каждому всё подробно объяснит.
Да даже на простом калькуляторе не зная формулы, как считать проценты или стоимость товара в граммах, невозможно правильно сделать вычисления. Я иногда продаю излишки овощей и фруктов из своего сада на местном рынке. Когда товар стоит 135 рублей, а покупатель взвешивает 1460 гр, быстро в уме не посчитать, использую калькулятор. Я знаю формулу, но без неё калькулятор бы мне ничем не помог.
Что думают учителя по этому поводу?
Некоторые считают, что введение калькулятора - правильное решение, так как это поможет избежать вычислительных ошибок, и ученик будет чувствовать себя увереннее, ведь психологический настрой очень важен на экзамене. Без необходимых знаний калькулятор бесполезен. Однако другая часть учителей думает, что разрешить использовать калькулятор означает отказаться от обучения арифметике. Уже сейчас многие ученики старших классов не знают таблицу умножения, а с введением таких требований на экзамене число таких "незнаек" будет быстро расти. В итоге придём к тому, что количество желающих сдавать профиль в 11 классе начнёт стремительно сокращаться, оно и так уже мало - многие уходят после 9 класса, чтобы не сдавать ЕГЭ. А в перспективе это означает дефицит специалистов с инженерными специальностями.
Как учителя видят решение проблемы, чтобы этими новшествами не ухудшить ситуацию с ОГЭ
1. Убрать задания с длинными вычислениями в столбик
2. Повысить сложность ОГЭ до уровня текущей 2 части, чтобы экзамен стал сложным настолько, чтобы роль калькулятора в нём была минимальной.
3. Убрать бОльшую часть формул из дополнительных материалов
Согласны с таким вариантом решения проблемы? Как считаете, нужен ли калькулятор на ОГЭ и ЕГЭ по математике? Подписывайтесь, ставьте лайки и делитесь мнением в комментариях!