Как бы плохи дела у студии Disney ни были, они продолжают привлекать внимание. Хотя бы своими неудачами, или же внезапными удачами студии Pixar. Мне всегда была интересна эта студия, и особенно её непростая история. Часть этой истории - а именно, дамская - рассказала Наталия Холт в своей книге о женщинах Disney.
С самого начала женский пол был неотъемлемой частью Disney - как минимум, снимались сказки о принцессах. Но когда мы думаем о самом создании картины, часто возникает в голове мужчина-аниматор. Однако, женщины на студии Уолта в начале пути были не такой редкостью. Это потом возникло множество проблем.
Наталия начинает свой рассказ ещё с "Белоснежки", а заканчивает его на "Холодном сердце". Она очень тщательно и подробно рассказывает о судьбах женщин - каждая из них внесла вклад в мультфильмы, несмотря на явные ограничения тех лет. В принципе, их вклад соотносим с политической обстановкой США многих лет - неравная заработная плата, неуважение со стороны коллег, стеклянный потолок. Вводимые законы убирали некоторые проблемы теоретически, но фактически не всегда.
Не будем забывать, что многие именитые ныне творцы работали ещё во времена жёстких расизма и сексизма, потому, читая эту книгу, в голове может возникнуть мысль: "Да ну не, бред!" Однако, это грустная реальность, подтверждаемая огромным списком от автора с источниками.
Рассказ Наталии о Disney показался очень интересным - она повествует о трудностях студии, забастовках, расизме, вечных кассовых провалах, долгих и кропотливых съёмках. С таким послужным списком проблем непонятно, как вообще до нашего времени корпорация докатилась такой великой - хотя проблемы по факту никуда и не делись...
Повествование идёт спокойно и подробно, пока по сюжету Уолт Дисней не умирает - далее мы быстренько пробегаем Ренессанс Disney и ещё быстрее 21 век студии, упомянув только парочку проектов Pixar и "Холодное сердце". Возможно, так вышло из-за неизученности ещё этих периодов, но из-за этого под конец чувствуется скомканность в истории.
И на всём этом фоне пред нами предстают сильные женщины, которые просто хотели творить. Увы, Наталия показала только положительную сторону женщин, а вот мужчин показала и плохими, и хорошими. Это отрицает всякую непредвзятость автора, хотя при этом нельзя отрицать, что домогательств, несерьёзного отношения, отказ ставить их имена в титры и насмехательств не было - в таком неидеальном мире жили те девушки. А вот отрицательные черты художниц, думаю, тяжело найти в интервью друзей и родственников героинь, которых автор расспрашивала про покойных мастериц. Обычно негативно о мёртвых говорить не любят - да и остаются только положительные воспоминания о добрых людях.
Больше всего мне запомнились истории Мэри Блэр и Ретты Скотт. Мэри - талантливейшая женщина, которую уважал сам Уолт, но ей завидовал собственный муж-насильник; благо, за талант ей посмертно была вручена награда "Легенды Дисней". А Ретта нашла себя в иллюстрировании книжек, что тоже здорово, но и её тяжёлая личная жизнь не обошла стороной.
Также в новом амплуа предстаёт Уолт Дисней - он продолжает быть неоднозначной личностью. Вроде бы и уважал женщин, и давал им возможность развиваться, прислушивался к ним - но при первой возможности, увольнял и судил исключительно по полу. Благо, иногда все его стереотипы задвигались на задний план - он очень уважал Мэри Блэр.
Наталия в книге упоминала внутряки студии - например, "Девятку диснеевских стариков" или, так называемый, МОРГ, в котором хранились концепты к ранним картинам . Это наполняет повествование живостью студии, а также дарит внезапные сюжетные повороты.
Насчёт оформления - красивая обложка, белые страницы, относительно большой текст, однако редкие иллюстрации невпопад - они просто разрушают цельный текст. Также есть маленькие цитаты и цитаты на всю страницу из цельного текста - они бессмысленно выделены, ибо это не новые мысли, а те же, но, благо, маленькие. Посередине книги выставлено несколько фотографий на нескольких страницах. Это тоже странно, ибо их также можно было тематически выставить в разных местах произведения.
Иногда встречались опечатки - так получилось, что случайно поменяли пол одной из героинь истории. Ну хотя бы единожды.
Хочу сказать, что я считаю себя феминистой, хоть и не всё могу поддержать в феминизме - например, для меня "стрелочка поворачивается" (а ещё я сложно принимаю феминитивы). И мне было тяжело читать моменты, где говорилось о неприятии девушек мужчинами, но я уверена, что во времена "Дамбо" и "Бэмби" действительная была такая обстановка, хотя может и не настолько утрированная. Мне очень нравилось читать о взаимовыручке между художниками и художницами, о принятии "творческого я" девушками на студии, о сложных перипетиях в их судьбах. Однако, так много упоминалось значимых сцен из мультфильмов, которые придумали девушки, что возникает вопрос - а что мужчины там вообще придумывали!? Да много всего, на самом деле, и об этом говорится на каждом шагу, просто здесь рассказывается о Королевах Disney, и их вкладе в картины - например, убаюкивание малыша Дамбо на хоботе мамы.
Я считаю, что Холт сделал огромную работу для написания этой книги - правда, почти 50 страниц примечаний удивляют. Мне она понравилась в очень многих моментах, но иногда было тяжело читать повторяющиеся мысли автора. Это произведение открывает интересную завесу, которая не каждого обрадует - это книга про феминизм, который был незапланированным, про справедливость и про будущее всего киномира, на мой взгляд.