Фильм ужасов “Два, три, демон, приди!” – это режиссёрский дебют братьев Дэнни и Майкла Филлиппу (Danny Philippou, Michael Philippou), авторов канала RackaRacka на YouTube. Его премьера состоялась на Sundance Film Festival в 2023 году. Съёмки проходили в родном городе режиссёров – Аделаида в Южной Австралии.
Сюжет
Мии 17 лет, два года назад она потеряла мать. Во вторую годовщину ей особенно плохо и одиноко. Вместе со своей подругой Джейд и её младшим братом Райли она отправляется на вечеринку к Хейли и Джоссу, которые устраивают необычное развлечение. Джосс раздобыл забальзамированную и покрытую керамическим слоем руку сатаниста, подержавшись за которую можно вызвать дух мертвеца. Зажигаешь свечу, берёшь руку, произносишь “Поговори со мной. Я позволяю тебе войти” (Talk To Me. I Let You In), и дух появляется. Важно провести сеанс за 90 секунд, чтобы дух не остался в живом человеке на постоянной основе. Если умереть с духом внутри своего тела, душа навсегда останется в подвешенном состоянии с остальными духами, заключёнными в руке.
Миа попробовала, ей очень понравилось. Она почувствовала лёгкость. Поначалу экстравагантное развлечение всем приносило много радости и глупых роликов для социальных сетей, пока малолетний Райли не решился на встречу с духом. А вселился в него дух матери Мии…
Вступительное слово
Лучше рекламы нет, чем из уст в уста передавать свои впечатления от новинки. Причём можно даже не разворачивать аргументационное полотнище. Достаточно крючков вроде “один из лучших”, “неожиданный”, “на удивление хорош”. Фильмы ужасов и комедии вообще сложные жанры. Попробуй рассмеши или напугай, это нужно сильно постараться. Особенно сейчас. Потому, когда новинка вызывает “шорохи и возню на задней парте”, то, конечно, очень хочется посмотреть.
Опять попалась я на эту удочку. И посмотрела.
Мои впечатления от фильма
Сразу и не скажешь, что это фильм ужасов. Он начинается с вечеринки, где гремит ритмичная песня с идиоматическим названием Ducks In A Row (исполнителей Lucianblomkamp, IJALE), а какой-то парень напряжённо разыскивает своего брата, которого на вечеринке никто не знает. Становится смешно, а не страшно. И узнаваемо – всем не важно, кто есть кто, главное – весело. Но спустя несколько мгновений брат найден в спальне, дверь которой была наглухо заперта, но и мгновенно выломана, спина парня оказалась расцарапана, словно он провёл время с Женщиной-Кошкой. Всё ещё не страшно, немного похоже на молодёжную комедию, и становится скучно. Но вот вновь обретённый брат набрасывается с ножом на своего брата и тут же зарезает себя.
Кажется, сейчас начнётся. Наверное, разовьют тему, как брат на брата пошёл. Но, всё – сцена переключается на новую, зритель видит Мию, тоскующую по матери.
Придётся подождать, зачем была показана вечеринка.
До первого рукопожатия, свершившегося на экране, зрителя настойчиво познакомят с Мией и её одиночеством, которое она заполняет общением с Джейд и Райли. О том, что это фильм ужасов, мало, что будет напоминать почти до середины хронометража. Покажется, что с полумёртвого кенгуру на проезжей части начнётся самый мрачный в жизни страх. Но тоже придётся подождать, зачем он тут. К нему сюжетная линия Мии обязательно подведёт зрителя. Хотя я не считаю, что она получилась изящной.
Пока будет драма. Скорбящая Миа не захочет повернуться лицом к своему отцу, предпринимающему попытки поговорить с дочерью. Она сбежит из дома к чужим людям. Миа с готовностью поможет младшему брату Джейд, а не ответит взаимностью отцу. Миа заберёт Райли из парка, они поедут к нему домой и будут петь песню Sia, пока их не отвлечёт окровавленный кенгуру, которому Миа не захочет помочь, объяснив, что здесь проедет другой автомобиль. Но кенгуру надо запомнить, вплоть до позы, в которой он лежит.
Даже первый контакт с духом обставлен комично. Всем участникам действа это приносит только радость. Они с готовностью включают камеры своих смартфонов и снимают уморительного одержимого, в кого вселился некто, умерший по неустановленной причине.
В качестве музыкального сопровождения в момент развлечения с пропуском мертвых в своё тело пихают мелодию, напоминающую французскую. Как Shazam пишет, это Richard Carter – Le Monde, и на 13 сентября 2023 года имеется 125872 запроса. Мелодия популярная (по сравнению с вышеупомянутой Ducks In A Row), и можно допустить, что ставка была на неё в том числе, что рука потянется “шазамить” так же, как рука тянется к кнопке “rec” у тех, кто наблюдает за изменениями добровольца, пожимающего забальзамированно-керамическую кисть сатаниста. Кто-то даже написал в ВК, что под эту мелодию было бы здорово напиться.
Был момент, когда я подумала, что жанр для этой истории выбирали прямо в ходе съёмок, да так и оставили всё подряд. Драму о переживании потери, о мытарствах заблудшей живой души (Миа предпочитает суррогат семьи из друзей и их матери, вместо того, чтобы сблизиться с родным отцом, с которым возникло отчуждение), чёрную комедию, как дети играются с магическим артефактом, ужасы о том, как забыли задуть пламя свечи и впустили мёртвых в мир живых, а они начали лгать, слэшер, когда человек ранит себя до рваных ран.
В сюжет для веса добавили актуальную проблему влияния социальных сетей и зависимости от них и гаджетов. Яркий бело-голубой свет смартфонов льётся с экрана, напоминая, что глаза чаще смотрят в экран смартфона, чем в человеческие для реального общения. Две подруги лежат на кровати, но третьим в этот раз является не парень, которого подруги будут делить, а тот же смартфон. И как будто эта рука, которую они пожимали, словно отождествляет страшную реальность, как дети пытаются найти помощь в холодном потустороннем мире. В данном случае “потусторонний” больше стоит считывать как “цифровой”. Дети развлекаются, теряя грань, когда безобидное переходит в опасное, а они перестают эту грань замечать. Они впадают в добровольную одержимость/зависимость. И всё это выглядит как разгоняющаяся машина.
Во второй половине истории жанр устанавливается прочно как ужасы. Миа и её спутники выясняют, как им решить проблему. Как раз становится более-менее ясно, для чего была вечеринка в самом начале – убивший себя парень доигрался с рукой и стал видеть духов без неё. Именно от него Джосс получил этот артефакт. Хотя, мне кажется, не будь этой открывающей сцены, фильм бы не изменился.
***
С некоторых пор мне не стыдно признаться, что я консерватор и местами душнила, потому после просмотра скажу, что ожидала большего. Я – девушка с татуировкой Самары Морган и считаю, что “Звонок” пока никто не побил.