Найти тему
Александр Снитовский

Проект Тайского канала: китайцы рады, а вот американцы не очень

Грузоперевозки на суше
Грузоперевозки на суше

Торговля - двигатель прогресса, и данный постулат известен абсолютно каждой стране, заинтересованной в успешном экономическом развитии. Торговля, как наземная, так и морская, не только способствует укреплению экономики, но и создаёт необходимые для любого государства дипломатические связи, а это, в свою очередь, дарит стране новый виток развития. Вот почему так важно грамотно выстраивать логистику, как на суше, так и в море. Собственно, для этих целей и строятся каналы: Суэцкий, Панамский... Их основная функция - сократить расстояние между портами на разных континентах, и они с ней отлично справляются! 

Панамский канал
Панамский канал

Однако это примеры и успешного и строительства, и успешной эксплуатации, но так бывает далеко не всегда. Поэтому сегодня я хочу рассказать вам о весьма перспективном проекте канала, строительство которого не могут начать уже более 100 лет. Имя ему -Тайский канал или канал через перешеек Кра. 

Перешеек Кра
Перешеек Кра

Согласно географическому положению, южная часть королевства Таиланд представляет собой узкий перешеек между Сиамским заливом Южно-Китайского моря на востоке и Андаманским морем на западе. Собственно, это и есть перешеек Кра, который соединяет Малайский полуостров и материковый Индокитай.

Предполагаемые маршруты канала
Предполагаемые маршруты канала

На перешейке расстояние между Сиамским заливом и Андаманским морем составляет всего 44 километра, а сам Малайский полуостров имеет длину около 1 300 км и является естественным "барьером", встающим на пути торговых судов, идущих из Китая в Индию...ну, или из Азии в Европу. При всём при этом корабли также вынуждены проходить по Малаккскому проливу, который по сей день считается одним из самых опасных морских путей - там вовсю процветает пиратство. В общем, строительство нового канала решило бы сразу несколько проблем. 

Пираты в Малаккском проливе
Пираты в Малаккском проливе

К слову, о создании канала в этой области ещё в 17 веке задумывались короли Сиама (ныне Таиланда). Упоминание о проекте существует и в исторических документах: там он назывался Тайский канал Кра. А всё потому, что в 17 веке проблема пиратства стояла максимально остро.

Сиам
Сиам

Необходимо было действовать, и правившему на тот момент королю Сиама Нараю Великому пришлось обратиться за помощью к французам, а точнее к Людовику XIV, и попросить у него в помощь лучших французских инженеров - естественно, для разработки проекта и последующего строительства канала.

Нарай Великий
Нарай Великий

В те времена отношения у Франции и Сиама были хорошими, и в просьбе королю, конечно же, не отказали. Из Франции для проведения изыскательных работ был выписан инженер Де ла Маара, однако его пребывание в Сиаме продлилось недолго. В скором времени король Нарай Великий умер, а его наследникам идея со строительством канала показалась неактуальной и неинтересной. И о проекте все забыли... 

Людовик XIV
Людовик XIV

... вплоть до 19 века, когда король Рама IV неожиданно проявил интерес к строительству канала. На этот раз для проведения всех необходимых работ были приглашены британцы, однако, по факту, результат получился аналогичным. Прибывшие из Великобритании инженеры обнаружили, что на маршруте, который продумал король, возвышается горная гряда высотой 1 000 метров над уровнем моря. Британцы не придумали ничего лучше, как взорвать гряду, однако король запретил им это делать. Процесс создания нового канала вновь забуксовал, а затем и вовсе остановился, поскольку Рама IV умер, а наследники не стали продолжать его дело. 

Рама IV
Рама IV

Еще одна попытка построить канал через перешеек Кра была предпринята после франко-сиамской войны 1893 года. И на тот момент французские инженеры даже вышли на этап проектирования, что уже было большой удачей! Но тут стоит сделать небольшое уточнение. Несмотря на то,что формально Сиам считалось королевством независимым, по факту оно выполняло функцию своеобразного буфера между Англией и Францией. И, забегая вперёд скажу, что именно напряжённые отношения между этими двумя странами вновь не позволили довести идею со строительством канала до конца. Более того, этот проект положил начало многолетней вражде. 

Французские инженеры
Французские инженеры

В 20-х- 30-х годах прошлого столетия в качестве участника игры "Построй Тайский канал" о себе заявила и Япония. Страна Восходящего Солнца планировала посредством канала перебросить корабли японского ВМФ, а также ей был необходим независимый от англичан выход из Тихого океана в Индийский, что давало, пусть и потенциальную, но возможность для атаки на Индию. Ну и дальнейшие перспективы, разумеется... 

Японский ВМФ
Японский ВМФ

К слову, японцы, вероятно, продвинулись в данном вопросе дальше всех, поскольку уже в конце декабря 1941 года в Чумпхон было доставлено 60 000 военнопленных для начала строительства. Однако и в этот раз затея со строительством канала вылетела в трубу, поскольку началась Вторая мировая война, и Япония уже не могла тратить лишние деньги и время на строительство канала. Зато она построила Тайско-Бирманскую железную дорогу, которая на тот момент была крайне необходима. 

Тайско-Бирманская железная дорога
Тайско-Бирманская железная дорога

После окончания войны, когда все страны-участники более-менее пришли в себя и уже были настроены на активное развитие торговых отношений, вопрос о строительстве канала возник вновь, но на этот раз во главу угла ставилась банальная выгода. Сперва о своём желании построить Тайский канал заявили США, которым был необходим новый водный путь, позволяющий быстро перебрасывать авианосцы и контейнеровозы. На всякий случай, так сказать...  

США
США

Затем по данному вопросу активизировался Китай, который в то время продвигал программу соединения Азии с Африкой и Европой через сухопутные и морские маршруты, и канал ему был ой как нужен! Да и сам Таиланд, к слову, решил, что новый канал улучшит экономическое положение и позволит стране в меньшей мере зависеть от туризма и стать более самостоятельной, что ли... 

Програма Китая
Програма Китая

Согласно существующему в настоящее время проекту, канал через перешеек Кра будет обладать целым рядом положительных моментов. Во-первых, он сэкономит 5 - 6 суток ходового времени для контейнеровозов, везущих товары из Китая в Роттердам и Гамбург. Во-вторых, снизятся страховые выплаты для судовладельцев и грузоотправителей, поскольку судам больше не нужно будет проходить по опасным маршрутам. В-третьих, канал обеспечит двухстороннее движение судов и создаст лучшие условия для судоходства в принципе. 

Проект Тайского канала
Проект Тайского канала

Плюсы этой грандиозной идеи очевидны для многих... но не для всех. Против строительства Тайского канала сегодня категорически выступают США. Штаты уверены, что кроме экономической выгоды, канал также обеспечит Китаю независимый морской путь, который свяжет Китай, Бирму, Бангладеш и Пакистан - в порту Гвадар Китай построил стратегический транспортный узел и, возможно, будущую военно-морскую базу. А это, в свою очередь, позволяет ему присутствовать в Индийском океане.

США
США

От идеи строительства Тайского канала не в восторге и Индия. Власти страны опасаются, что таким образом китайский ВМФ получит выход в Бенгальский залив. 

Бенгальский залив
Бенгальский залив

Недоволен проектом и Сингапур, поскольку новый канал самым непосредственным образом ударит по экономике страны. В настоящее время Сингапур является базовым портом при проходе судов Малаккским проливом, а Тайский канал станет его прямым и, скорее всего, очень сильным конкурентом. 

Порт Сингапура
Порт Сингапура

В общем, из-за столь неоднозначного отношения могущественных мировых держав к данному проекту, точные сроки начала строительства канала так и не определены...

Проект Тайского канала
Проект Тайского канала

Большое спасибо за лайк под этой статьёй!

Обязательно подпишитесь на мой канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, короткие видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!